Несколько странный фильм. Причина странности - на поверхности. Думаю, многие помнят "Каникулы Кроша" с Василием Фунтиковым в главной роли - тот самый, про нэцке. Режиссёр Август Балтрушайтис, в главной роли Ольга Калмыкова.
Оля (Ольга Калмыкова) и Паша (Герман Колушкин), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Так вот, "Эти невинные забавы" - тоже экранизация "Каникул Кроша". Только вместо Кроша - девушка Оля, переодевающаяся в мальчика Колю. И сценарий писал сам Анатолий Рыбаков, автор повести. Я пытался найти истоки переделки мальчика в девушку - и не нашел. Смысла этой переделки тоже не понял.
У меня имеются два варианта:
Иных предположений у меня нет.
Итак, Оля приезжает в Ленинград, собираясь (уже второй раз) поступать в Театральный. Оля маленького роста, да и фигура у нее не сказать, чтобы женственная, поэтому девушка считает, что её шансы увеличатся, если она будет претендовать на амплуа травести. Что ж, на театральной сцене - вполне. В реальности же, честно говоря, на мальчишку она похожа лишь издалека - и с трудом верится, что люди на это повелись. Но, кино есть кино, поэтому примем условность.
Родственники, у которых Оля останавливается, уезжают в отпуск, на "хозяйстве" остается олин кузен Паша (Герман Колушкин). Это - аналог Петра Шмакова из "Каникул Кроша". С той разницей, что Оля с кузеном видятся не часто и в её приключениях парень участия не принимает.
Вээн (Михаил Глузский) и "Коля" (Ольга Калмыкова), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Оля переодевается в "Колю", чтобы "вжиться" в роль мальчика. Павел к этому относится скептически и не верит, что кто-то поведётся на затею. Но Оля непреклонна.
Во время прогулки "Коля" знакомится с Вээном (Михаил Глузский). Само знакомство обставлено так же, как и в оригинале (просьба помочь с "Волгой"), но мотивация совершенно другая (и слишком натянутая). Как мы помним, в "Кроше" все герои, включая Вээна, жили в одном дворе и знакомы между собой. С Сергеем Вээн сближается для того, чтобы сделать "парня" другом Кости /Мавродаки/. И здесь всё логично - ребята одного возраста, Кроша коллекционер знает заочно и довольно точно предполагает, что они с Костей могут подружиться.
А в "Этих невинных забавах" Вээн специально выезжает на "охоту", чтобы подобрать какого-нибудь обычного мальчика. Мальчику предстоит стать "агентом" и "добраться" до Краснухина, у которого, по мнению Вээна, есть интересующая его нэцке. Она называется "Маски" (в "Каникулах Кроша" разыскивается "Рисующий мальчик", в повести же и вовсе "Мальчик с книгой")
Нэцке, которую ищет Вээн, кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Очень странны, кстати, и другие замены, в частности - имен: Владимир Николаевич почему-то становится Валерием, а Игорь - Виктором. Зоя же, властительница дум Кроша и Шмакова, здесь является девушкой Паши.
Не говоря уже о том, что "Коля" выглядит совсем пацанчиком, лет двенадцати, а Вээн надеется, что они с Костей, учащимся техникума, станут друзьями.
Разумеется, вместить большую повесть в одну серию невозможно, поэтому история подверглась значительному сокращению, а за счет Оли-Коли и её собственной истории пришлось сократить ещё больше. А для связки сюжета добавить эпизоды, которых в книге не было. В результате получилось рвано и натянуто, увы.
Костя (Аристарх Ливанов) и "Коля" (Ольга Калмыкова), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Это о минусах и странностях. Теперь о плюсах.
Смотреть ли - решайте сами. Фильм далеко не шедевр, да и назвать его просто хорошим язык не поворачивается. Но атмосфера определённая есть, к тому же интересующимся творчеством Рыбакова наверняка будет небезынтересно увидеть еще одну интерпретацию его повести.
Оля (Ольга Калмыкова) и Паша (Герман Колушкин), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Так вот, "Эти невинные забавы" - тоже экранизация "Каникул Кроша". Только вместо Кроша - девушка Оля, переодевающаяся в мальчика Колю. И сценарий писал сам Анатолий Рыбаков, автор повести. Я пытался найти истоки переделки мальчика в девушку - и не нашел. Смысла этой переделки тоже не понял.
У меня имеются два варианта:
- Или Балтрушайтис, или Рыбаков увидели заканчивающую ЛГИТМик Ольгу Калмыкову в какой-то постановке и решили сделать сценарий специально под неё. Маловероятно, конечно, поскольку и для режиссёра, и для Ольги Калмыковой, и для Аристарха Ливанова (сыгравшего Мавродаки-младшего) это была первая киноработа.
- В детско-подростковом кинематографе того времени было много мальчиков, а девочек - по пальцам пересчитать. И Анатолий Рыбаков (сам ли или по чьим-то просьбам/советам - мне сие неведомо) решил исправить несправедливость и сделать главной героиней девушку. Причем, это было уже не впервые - в экранизации "Кортика" (1954), хотя пацаны остаются главными героями, роль девочек в истории существенно усилена по сравнению с книгой.
Иных предположений у меня нет.
Итак, Оля приезжает в Ленинград, собираясь (уже второй раз) поступать в Театральный. Оля маленького роста, да и фигура у нее не сказать, чтобы женственная, поэтому девушка считает, что её шансы увеличатся, если она будет претендовать на амплуа травести. Что ж, на театральной сцене - вполне. В реальности же, честно говоря, на мальчишку она похожа лишь издалека - и с трудом верится, что люди на это повелись. Но, кино есть кино, поэтому примем условность.
Родственники, у которых Оля останавливается, уезжают в отпуск, на "хозяйстве" остается олин кузен Паша (Герман Колушкин). Это - аналог Петра Шмакова из "Каникул Кроша". С той разницей, что Оля с кузеном видятся не часто и в её приключениях парень участия не принимает.
Вээн (Михаил Глузский) и "Коля" (Ольга Калмыкова), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Оля переодевается в "Колю", чтобы "вжиться" в роль мальчика. Павел к этому относится скептически и не верит, что кто-то поведётся на затею. Но Оля непреклонна.
Во время прогулки "Коля" знакомится с Вээном (Михаил Глузский). Само знакомство обставлено так же, как и в оригинале (просьба помочь с "Волгой"), но мотивация совершенно другая (и слишком натянутая). Как мы помним, в "Кроше" все герои, включая Вээна, жили в одном дворе и знакомы между собой. С Сергеем Вээн сближается для того, чтобы сделать "парня" другом Кости /Мавродаки/. И здесь всё логично - ребята одного возраста, Кроша коллекционер знает заочно и довольно точно предполагает, что они с Костей могут подружиться.
А в "Этих невинных забавах" Вээн специально выезжает на "охоту", чтобы подобрать какого-нибудь обычного мальчика. Мальчику предстоит стать "агентом" и "добраться" до Краснухина, у которого, по мнению Вээна, есть интересующая его нэцке. Она называется "Маски" (в "Каникулах Кроша" разыскивается "Рисующий мальчик", в повести же и вовсе "Мальчик с книгой")
Нэцке, которую ищет Вээн, кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Очень странны, кстати, и другие замены, в частности - имен: Владимир Николаевич почему-то становится Валерием, а Игорь - Виктором. Зоя же, властительница дум Кроша и Шмакова, здесь является девушкой Паши.
Не говоря уже о том, что "Коля" выглядит совсем пацанчиком, лет двенадцати, а Вээн надеется, что они с Костей, учащимся техникума, станут друзьями.
Разумеется, вместить большую повесть в одну серию невозможно, поэтому история подверглась значительному сокращению, а за счет Оли-Коли и её собственной истории пришлось сократить ещё больше. А для связки сюжета добавить эпизоды, которых в книге не было. В результате получилось рвано и натянуто, увы.
Костя (Аристарх Ливанов) и "Коля" (Ольга Калмыкова), кадр из фильма "Эти невинные забавы" (1969)
Это о минусах и странностях. Теперь о плюсах.
- Довольно неплохое качество плёнки - если бы не максимальное разрешение 480 пикселей, то было бы совсем прекрасно: краски яркие, как будто только что отреставрировано.
- Много Ленинграда.
- Если не читали/не смотрели "Каникулы Кроша" (или прочно забыли эту историю), то смотреть, в общем-то интересно. Интрига есть. Но, даже если читали/смотрели/не забыли, то интрига всё равно есть, поскольку сюжет несколько изменен.
- Из известных актёров в фильме играют Михаил Глузский, Георгий Штиль, Нина Ургант и совсем-совсем юный Аристарх Ливанов. Кстати, на момент съемок Ливанов и Ольга Калмыкова состояли в браке.
Смотреть ли - решайте сами. Фильм далеко не шедевр, да и назвать его просто хорошим язык не поворачивается. Но атмосфера определённая есть, к тому же интересующимся творчеством Рыбакова наверняка будет небезынтересно увидеть еще одну интерпретацию его повести.