ТОП-30: фильмы о реалистичных космических полётах (часть 2)

 Истории об освоении Солнечной системы

Укрепившись на Марсе, человечество станет по-настоящему межпланетной цивилизацией, пусть и в рамках одной звёздной системы. Это откроет ряд возможностей: решит вопросы перенаселения и нехватки территории на Земле, даст новые источники ресурсов, сделает другие планеты досягаемыми. Вместе с тем человечеству придётся решить и ряд новых проблем — экономических, технических и социальных.

Этот период — водораздел. Если раньше речь шла о выживании, попытках выбраться за пределы Земли, закрепиться в космосе, то фантастика из этого раздела рассказывает об уверенной экспансии человечества к дальним уголкам Солнечной системы и к другим звёздам.

«Пекло» (2007)

Режиссёр: Дэнни Бойл.

О чём: о путешествии к Солнцу.В далёком будущем наша звезда начнёт угасать, обрекая всё живое на Земле на медленную смерть в холоде. Чтобы разогреть Солнце, человечество отправляет к нему экспедицию «Икар» с термоядерной бомбой, способной заново разжечь угасающий огонь.

Главное достоинство (и недостаток) «Пекла» — его непредсказуемость. Сначала он позиционирует себя как научную фантастику, постепенно превращается в фильм ужасов, а в конце становится философской драмой.

Ради чего стоит посмотреть: прежде всего — ради визуальной части: могущество Солнца фильм передаёт безупречно. Приближаясь к его фотосфере, корабль вынужден постоянно прятаться в тени огромного щита — своей ключевой технологической «изюминки». Стоит на секунду выйти за его пределы — сгоришь дотла.

Другая заслуга картины — размышления о значении звезды для жизни на Земле. В «Пекле» Солнце отождествляется с грозным богом, способным как подарить жизнь, так и отнять её по собственному желанию.

«Доклад с Европы» (2013)

Режиссёр: Себастьян Кордеро.

О чём: о первой пилотируемой экспедиции к Европе, спутнику Юпитера.Как и «Аполлон-18», «Доклад» снят в жанре псевдодокументального хоррора: все события показаны с точки зрения бортовых и персональных камер. Но на этом сходство заканчивается. «Доклад Европы» — продуманный, серьёзный и довольно грустный триллер об экипаже, который отправляется в одно из самых тёмных и таинственных мест Солнечной системы.

Под толстым слоем льда Европы расположен скрытый океан — а там, где есть жидкая вода, может существовать жизнь. Именно эту гипотезу нужно проверить команде.

Ради чего стоит посмотреть: «Доклад» очень быстро погружает в атмосферу длинного путешествия и заставляет почувствовать, насколько далека, холодна и таинственна Европа. Это история одной миссии с правдоподобными персонажами и сложными проблемами.

«К звёздам» (2019)

Режиссёр: Джеймс Грей.

О чём: о полёте к границе Солнечной системы.«К звёздам» — ещё один фильм-путешествие. Вот только если герои «Пекла» направляются вглубь Солнечной системы, герой этой драмы летит к самым дальним её пределам.

«К звёздам» — это калейдоскоп того, что, по версии создателей, мы встретим в Солнечной системе. Здесь и космический лифт, и лунные пираты, и межпланетные дальнобойщики, и бунт в дальних колониях: всё это главный герой увидит по пути к источнику загадочного сигнала с задворок системы.

Ради чего стоит посмотреть: сюжет «К звёздам» не стоит судить слишком строго, иначе фильм сломается из-за логических противоречий. Это скорее набор зарисовок, метафор, космический «Апокалипсис сегодня».

Если же принять его правила, «К звёздам» оставит вас в меланхоличном, задумчивом настроении. К этому как минимум располагает операторская работа и долгие, величественные кадры.

«Экспансия» (сериал, 2015)

Создатели: Марк Фергус и Хоук Остби.

О чём: о новой холодной войне в условиях противостояния Земли и Марса за ресурсы Солнечной системы.

Сейчас «Экспансия», или «Пространство» — главный космический сериал. Его создали тесно сотрудничают с авторами романов-первоисточников Дэниэлом Абрахамом и Таем Френком, которые пишут под совместным псевдонимом Джеймс Кори.

Шоураннеры сразу решили показывать реалистичный космос — со смертельным вакуумом, радиацией и невесомостью. За это пришлось заплатить масштабностью первых сезонов.

Сериал медленно разгоняется, но со временем впутывает в историю всё больше действующих лиц — марсианских военных, анархистов Пояса астероидов, заговорщиков с Земли, беспринципных учёных и агентов корпораций.

Ради чего стоит посмотреть: ради продуманного до мелочей сеттинга, реализма и запутанной истории. Недостаток собственных идей «Экспансия» уверенно компенсирует качественной реализацией чужих наработок. Так что мелкие недочёты сериалу можно простить за масштабный, продуманный, взрослый взгляд на будущее.

Гигантский ковчег поколений, манёвр с расчётом на гравитационное притяжение нескольких небесных тел, использование ракет и рельсотронов вместо боевых лазеров — в «Экспансии» есть всё то, чего так долго не хватало боевой фантастике.

Истории о путешествиях к далёким звёздам

Главная мечта фантастов со времён первых полётов — путешествие к другим системам. Они позволят открыть новые обитаемые миры, изучить необычные экзопланеты и, возможно, даже установить контакт с другими видами.

К несчастью, статистика и физика не на нашей стороне. Так, даже к Альфе Центавра корабль на околосветовой скорости будет лететь не меньше 4,5 лет. В одну сторону. И нет никаких гарантий, что мы найдём обитаемые миры в соседней системе.В Млечном Пути, по современным оценкам, от 200 до 400 млрд звёзд. Даже если существуют системы с такими же благоприятными условиями для возникновения жизни, как на Земле, расстояние к ближайшей из них может составлять десятки тысяч световых лет.

За такой период цивилизации могут возникнуть и погибнуть, прежде чем мы до них долетим. Но всё же это не помешало фантастам достигнуть других звёзд иным путём.

Star Trek предлагает множество нестандартных концепций, но не подводит под них теоретическую базу
Star Trek предлагает множество нестандартных концепций, но не подводит под них теоретическую базу

В этом разделе мы вспомним фильмы, сюжет которых строится вокруг космических путешествий. Нас интересует твёрдая научная фантастика с правдоподобным решением проблем, поэтому более художественные фильмы «Пассажиры», «Пандорум» и «Сквозь горизонт» мы опустили.

По этой же причине мы не добавили Star Trek с его культовым варп-двигателем. Несмотря на то, что пузырь Алькубьерре теоретически может существовать в реальности, сериал не даёт ни малейших идей о том, как его реализовать на практике.

«Интерстеллар» (2014)

Режиссёр: Кристофер Нолан.

О чём: о путешествии небольшой команды исследователей через червоточину к новому дому.

По сюжету, особый патоген на Земле уничтожает одну за другой все продовольственные культуры. Единственный шанс спастись — отправиться в другой, чистый мир. Когда ситуация начинает казаться безысходной, на орбите Сатурна появляется загадочная кротовая нора, ведущая в другие звёздные системы.

Ради чего стоит посмотреть: «Интерстеллар» не нуждается в особом представлении — это один из самых известных современных фильмов о космосе. Львиной долей популярности он обязан уникальным творческим решениям режиссёра.

Кристофер Нолан вместе с командой учёных разработал реалистичную модель изображения чёрной дыры и червоточины. Именно после «Интерстеллара» подобные изображения начали появляться в другой фантастике — например, в фильме «Высшее общество» и Call of Duty: Infinite Warfare.

Кроме того, о «парадоксе близнецов», релятивистском замедлении времени и других особенностях общей теории относительности после выхода фильма заговорили с новой силой.

«Аватар» (2009)

Режиссёр: Джеймс Кэмерон.

О чём: о многолетних экспедициях горнодобывающей компании к Альфе Центавра.«Аватар» многим запомнился как фильм о племени На’Ви, их обычаях, культуре, учению о жизни в гармонии с планетой. А ещё — о противопоставлении этого всего бездушной, безответственной экспансии человечества, одержимого культурой потребления.

Но в тоже время это настоящая научная фантастика о трудностях колонизации экзопланеты. Космические полёты в фильме показаны честно: вместо мгновенных перемещений человечество ждут годы долгих, нудных путешествий на досветовой скорости.

Ради чего стоит посмотреть: режиссёр Джеймс Кэмерон ответственно подошёл к своему важнейшему произведению и продумал его в мелочах. Особое внимание он уделил межзвёздной связи.

В фильме можно заметить «Звезду риска» — один из двенадцати лайнеров, курсирующих между Землёй и системой Альфы Центавра.

Максимальная скорость разгона корабля составляет 70% от световой, а длительность полёта в одну сторону — 4,4 лет. Большую часть времени экипаж пребывает в криосне — как и во многих других фантастических произведениях.

«Звезда риска» не способна входить в атмосферу планеты, поэтому грузы доставляют специальные шаттлы. Специально для фильма команда дизайнеров детально проработала корабль — от двигателей до жилых отсеков, коммуникаций и источников энергии. С такой же тщательностью она воссоздала и остальные технологии, поэтому фильм стоит посмотреть хотя бы ради трезвого взгляда на колонизацию другого мира, организацию логистики и связи.

«Перспектива» (2018)

Режиссёры: Кристофер Колдуэлл, Зик Эрл.

О чём: о выживании пары астронавтов на неизвестной планете.

Путешественники Деймон и Си прибывают на неизвестную планету в поисках драгоценного материала «орелак». Посадка проходит с осложнениями, а ещё оказывается, что на планете ядовитая атмосфера, непригодная для жизни. У команды есть всего несколько часов, чтобы починить корабль, найти сокровище и убраться восвояси.

Ради чего стоит посмотреть: ради химии между главными героями; ради запоминающегося ретрофутуристического дизайна скафандров. Это камерный, малобюджетный фильм с несколькими актёрами, но место в подборке он заслужил благодаря духу первооткрывательства и атмосфере враждебного, внеземного мира.

«Блуждающая Земля» (2019)

Режиссёр: Франт Куо.

О чём: о том, как в 2061 году возникла опасность превращения Солнца в сверхновую с неизбежным разрушением Солнечной системы.

После длительных размышлений мировое правительство санкционировало строительство десяти тысяч планетарных двигателей, которые должны сместить Землю с её орбиты и переместить в систему Альфы Центавра.

Ради чего стоит посмотреть: ради нестандартной концепции и впечатляющей компьютерной графики. Всё остальное, к сожалению, выполнено не на лучшем уровне.

Истории о поиске ответов на вечные вопросы

После преодоления расстояний, исчисляемых световыми годами, после расселения человечества по другим мирам науке предстоит решить последнюю задачу — найти другую жизнь и вступить с ней в контакт.

Следует сразу отметить, что главная сложность — именно первый контакт. Мы не знаем, сможем ли опознать жизнь и будем ли вообще с ней на одном уровне, чтобы вступить в обмен информацией. Впрочем, над тем, как вступить в контакт — благодаря математике, лингвистике, рисованию, — думает твёрдая научная фантастика, а над тем, что будет после, — спекулятивная фантастика и космооперы.

Создатели Starfield говорят, что в игре мы увидим «начало последнего путешествия человечества». Разработчики обещают свежий взгляд на самые старые вопросы космической фантастики — о том, откуда мы произошли, одиноки ли мы во вселенной, есть ли фактические основания у нашей религии и кого мы встретим в космосе.

Фантастическая литература, как правило, делает акцент на технической сложности контакта. Среди значимых произведений стоит вспомнить «Ложную слепоту» Питера Уоттса, «Задачу трёх тел» Лю Цысиня, «Историю твоей жизни» Тэда Чана и практически всё творчество Станислава Лема.

А научно-фантастические фильмы зачастую делают акцент на философском, онтологическом значении первого контакта. Встрече с чужим разумом придают религиозное значение, в ней видят возможность объяснить то, как мы появились на свет.

Вспомним же те фильмы, где человечество само отправилось на встречу с пришельцами.

«Космическая одиссея 2001 года» (1968)

Режиссёр: Стэнли Кубрик.

О чём: об открытии загадочного Чёрного монолита, который повлиял на развитие разумной жизни на Земле.

Знаменитая «Космическая одиссея» состоит из нескольких частей. В первой загадочный монолит помогает первобытным приматам научиться пользоваться орудиями труда. В последующих частях человечество находит загадочные образования на Луне и на орбите Юпитера и отправляется к ним.

Ради чего стоит посмотреть: «Космическую Одиссею» с её колоссальным историческим значением и технологиями, опередившими время, стоит посмотреть ещё и ради истории. Это грандиозное путешествие человечества с Земли до далёкой орбиты Юпитера сопровождается размышлениями о будущем людей и их роли во Вселенной.

Если вам понравился фильм, советуем обратить внимание и на его продолжение — «Космическую одиссею 2010» Питера Хайамса. Несмотря на то, что сиквел остался практически неизвестным, он логично продолжил историю, задуманную Артуром Кларком.

«Солярис» (1972)

Режиссёр: Андрей Тарковский.

О чём: о трудностях первого контакта с точки зрения культуры, о разочаровании в человеческом разуме и космической экспансии.

«Солярис» — вольная адаптация одноимённого романа Станислава Лема о попытке войти в контакт с разумным океаном, устилающим поверхность целой планеты.

Ради чего стоит посмотреть: во многом фильм Андрея Тарковского задумывался как ответ «Одиссее» Стенли Кубрика. В фильме такой же суровый подход к техническому дизайну станции, такой же акцент на реалистичности технологий.

Тем удивительнее, что его темы и идеи напрямую противоречат оптимистичному настрою «Одиссеи». «Солярис» убедительно напоминает, насколько чуждым может быть инопланетный разум и насколько несовершенны и ограничены люди. Пускай этим идеям, как и роману-первоисточнику, уже много лет, они до сих пор не утратили актуальности.

«Прометей» (2012)

Режиссёр: Ридли Скотт.

О чём: вольная адаптация мифа о сотворении жизни на Земле.

История начинается в доисторические времена, когда загадочный пришелец жертвует собой ради создания жизни на планете. Много тысячелетий спустя человечество находит в культурных памятниках древних народов карту созвездия, указывающую на конкретную планету.

Космическая компания подготавливает экспедицию, члены которой должны встретиться с создателями человечества.

Ради чего стоит посмотреть: ради убедительной, прагматичной встречи с создателями.

Позднее творчество Ридли Скотта и «Прометей» в частности столкнулись со шквалом критики. С одной стороны фантаста ругают за чрезмерное использование библейских метафор, с другой — за совершенно лишнюю связь «Прометея» со вселенной «Чужих».

Но если откинуть эти недостатки, окажется, что «Прометей» полон собственных нестандартных идей, которые так и не смогли раскрыться в полной мере.

Во вселенной фильма создатели человечества действительно существуют, но это не сулит людям ничего хорошего. В фильме идеализм участников экспедиции сталкивается с циничным, нигилистическим мировоззрением творцов.

Отдельного внимания заслуживают пейзажи холодного, чужого, первобытного мира — и небольшого кораблика, который прилетел его исследовать.

«Контакт» (1997)

Режиссёр: Роберт Земекис.

О чём: о том, как одна из лабораторий SETI по поиску внеземных цивилизаций совершенно неожиданно ловит загадочный сигнал из космоса.

Это максимально приземлённая фантастика, написанная по мотивам романа знаменитого популяризатора науки Карла Сагана.

Ради чего стоит посмотреть: «Контакт» даже сегодня — один из самых правдоподобных научно-фантастических фильмов. Работа SETI, НАСА, организация слушаний в Конгрессе и международных комиссий — всё в фильме происходит так, как и должно.

К тому же «Контакт» рассказывает классическую, но богатую на интересные подробности историю о поиске первого контакта, в которой удачно переплелись научный скептицизм и почти что религиозная вера.

Большая часть хронометража посвящена долгим разговорам, размышлениям героев, неспешной проработке теорий. А ещё «Контакт» озвучивает много конкретных, взрослых идей, которых часто не хватает в фантастике.

У этих 30 совершенно разных произведений есть нечто общее: они ставят задачи, которые рано или поздно придётся решить человечеству, если оно захочет жить в космосе.