Как большого актера Петра Николаевича Мамонова многие начали воспринимать лишь после выхода на экраны в 2006 году фильма Павла Лунгина "Остров". До этого Мамонов был в основном известен как музыкант, солист экспериментальной галлюциногенной группы "Звуки Му", но нельзя сказать, что очень многим это его творчество было по душе. Еще Мамонов играл в моноспектаклях, однако далеко не каждый мог попасть на это мероприятие.
Так и получилось, что Мамонов прочно вошел в нашу жизнь уже в зрелом возрасте. Высокий, худой, седовласый мужчина с пронзительными глазами был похож на православного святого. А многие граждане, кстати сказать, и считали его святым. Этому способствовал образ жизни Мамонова и его убеждения: Петр Николаевич, будучи глубоко верующим человеком, уединенно жил в своем доме в глухой по подмосковным меркам деревне Ефаново Наро-Фоминского района Московской области.
Популярность Мамонова в Интернете в нулевые-десятые достигла невероятного уровня: не присутствуя в сети лично, Петр Николаевич вполне мог соревноваться с самыми популярными блогерами. Его песни, моноспектакли, интервью, отрывки из фильмов, собирали миллионы просмотров.
Петр Мамонов прошел трудный путь самопознания, трудный путь обретения веры. На этом пути было множество соблазнов: начиная от алкоголя и женщин и заканчивая наркотиками и "медными трубами". Но Петр Николаевич смог до конца сохранить душевную чистоту, остаться самим собой. И о своем жизненном и творческом пути он предельно честно рассказывал людям. Именно честность, если не сказать, исповедальность Мамонова, и выделали его из киношной тусовки, приподнимали Петра Николаевича над толпой.
Мы потеряли большого актера, в этом нет никаких сомнений. Очевидно, Мамонов мог сыграть еще много больших ролей. Но, увы, теперь нам остается только вспомнить его лучшие кинороли.
"Игла" (1988)
Фильм Рашида Нугманова "Игла" - это какой-то рекордсмен дебютов. Лента стала первой для самого Нугманова, первой для сценариста Александра Баранова, а также полноценным дебютом в кино Виктора Цоя и Петра Мамонова (до того Виктор и Петр имели на счету лишь камео-роли).
Мамонов сыграл в "Игле" хирурга-наркодилера Артура Юсуповича. Петру Николаевичу весьма удался этот образ - возможно, сказались личные эксперименты артиста с различными веществами.
"Игла" стала хитом в СССР, а в наше время фильм считается культовым. Виктор Цой за роль Моро удостоился премии "Лучший актер 1989 года", вручал которую журнал "Советский экран". Мамонов был не столь обласкан зрителями и критикой, но его тоже заметили.
"Такси-блюз" (1990)
"Такси-блюз" - дебют в кинематографе нынешнего бесспорного классика Павла Лунгина. Лента весьма интересная, необычная и, пожалуй, она достойна большего внимания, чем получает. Для Петра Мамонова "Такси-блюз" стал знаковым фильмом потому, что в нем он впервые в своей актерской карьере сыграл главную роль.
Петр Николаевич перевоплотился на экране в блюзового саксофониста Алексея Селиверстрова, который целую ночь колесит по Москве на такси, ведя задушевную беседу с таксистом Иваном Шлыковым (Петр Зайченко) - человеком старой закалки, который терпеть не может интеллигентов. Кажется, Алексей изменяет мнение Шлыкова об "очкариках", но, когда настает время заплатить за проезд, саксофонист обманывает таксиста.
"Остров", (2006)
Фильм, который вывел Петра Мамонова из кинематографического андеграунда, сделал его звездой русского кино первой величины. Этой своей внезапной славе 55-летний на тот момент Мамонов, полностью обязан Павлу Лунгину. Режиссер не забыл об актере, снявшемся в его дебютном фильме, и пригласил его на главную роль в драму "Остров".
Мамонов невероятно достоверно сыграл монаха-кочегара отца Анатолия, живущего вместе с своею братией на отдаленном острове в северном море. В молодости монах совершил страшный грех - он убил своего друга.
Отец Анатолий ведет праведную жизнь, неистово молится. Старец открывает в себе дар: с помощью правильно подобранных (и далеко не всегда ласковых) слов он может помогать людям. Его помощь кажется паломникам чудодейственной.
Однако, совершенное злодеяние гнетет старца. Несмотря на неистовые молитвы и добрые дела, он не уверен, что Господь пошлет ему прощение...
Фильм "Остров" стал одной из самых успешных лент Лунгина. Зрители, а особенно, критики, приняли ленту восторженно. Особенно отмечали Петра Мамонова, который буквально вжился в свою роль.
"Остров" получил целую россыпь премий, в том числе, "Золотого Орла" за лучшую мужскую роль. Петр Мамонов лично получал статуэтку, но на церемонию он прибыл в вязанной обвисшей кофте, в старых потертых джинсах и в дешевых кроссовках. Вместо благодарностей "академии, режиссеру и продюсерам", Петр Николаевич произнес пронзительную речь о современном российском обществе. Мамонов говорил о бездуховности, о поклонению золотому тельцу, о падении нравов, о страдающих детях. Речь актера поразила собравшихся - многие в зале плакали.
Первый канал почти полностью вырезал выступление Мамонова, но в Интернете она стала чрезвычайно популярной, вызывала и продолжает вызывать живейшее обсуждение.
"Царь" (2009)
Еще одно большое кино Павла Лунгина, еще одна знаковая роль Петра Мамонова. На этот раз Петр Николаевич сыграл русского царя Иоанна Васильевича Грозного, который, метафорически говоря, одной рукой неистово крестил лоб, а другой рукой убивал невинных.
В фильме рассказывается о знаменитом историческом моменте - противостоянии царя Иоанна с митрополитом Филиппом (Колычевым), осмелившемся поднять голос против опричнины. Филипп обвинил царя в том, что тот проливает кровь православных людей. Для неистово верующего Иоанна это было жесточайшее обвинение, тем более из уст уважаемого митрополита.
Петру Мамонову и сыгравшему Филиппа Олегу Янковскому, удалось убедительнейшим образом показать это уникальное по накалу противоборство. Фильм получился жестким и кровавым - как и само время Иоанна Грозного.
Фильм вызвал в обществе мощную полемику о временах царя Иоанна. Некоторые критики обвинили Лунгина в искажении образа Грозного и России в целом. Другие отмечали, что режиссер никоим образом не погрешил против правды, изобразив царя Иоанна сумасшедшим тираном.
Как бы то ни было, все признали, что Петр Мамонов гениально сыграл Грозного: в некоторые моменты зрителю кажется, что на экране - сам великий царь.
"Иерей-сан" (2015)
Боевик-драма Егора Баранова (трилогия "Гоголь") по сценарию Ивана Охлобыстина с японским актером Такуро Накамурой в главной роли. Накамуро, сыгравший когда-то Шань Цунга в "Мортал Комбат", выступает в крайне неожиданном амплуа - он играет священника Японской православной церкви отца Николая, который волею судьбы оказывается в русском селе Глубокое.
Петр Мамонов сыграл в "Иерей-сан" Шатуна - нелюдимого охотника, у которого пришлось остановиться отцу Николаю. Японский священник с изумлением узнает, что русские - которых он считал преданными носителями православной веры, ее оплотом, оказываются, далеко не всегда ведут правильную жизнь и помнят о Боге.
Например, храм в селе Глубоком разрушен и никто даже не думает его восстанавливать. И японский священник решает восстановить храм в русском селе.
По мере строительства отец Николай познает русскую жизнь, русский народ и самого себя.
Фильм провалился в прокате, но впоследствии началась его переоценка. В наше время "Иерей-сан" считается вполне крепким кино, в котором органично сочетаются японские и русские мотивы.
Вот в таких фильмах играл замечательный русский актер Петр Николаевич Мамонов.
Человек чести.
Человек с большим сердцем.