Когда идёшь в кино на фильм режиссёра М. Найт Шьямалана – это всегда игра под названием «получилось, не получилось». И других вариантов нет. Либо тебе очень понравится, либо категорически нет. И новая картина «Время», увы, из категории «не получилось». Что немного диссонирует по части выводов, так как предыдущий фильм «Стекло» страдал почти теми же недугами, но там чувствовалось, что Шьямалан намеренно прикалывается, во «Времени» этого ироничного флёра уже не ощущаешь, а лишь наблюдаешь как Шьямалан с серьёзным лицом философствует и пытается продемонстрировать глубокую драму.
- Подписывайтесь на мой telegram-канал: Kinooptika
При этом сюжет, основанный на французском графическом романе Sandcastle Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса, который Шьямалан кардинально переписал, имеет ряд предпосылок стать комедией. Даже больше: там есть много абсурдных и ироничных моментов, которые громко кричат о своей комедийной составляющей. Но Шьямалан старается обходить эти комичные тропы, но всё равно вызывает у тебя улыбку от нелепости происходящих там событий, хотя и ненамеренно. Тут возникает резонный вопрос: зачем я топлю за комедию? Да потому что создать саспенс у Шьямалана в этот раз тоже не получилось. И это парадоксально, так как те, кто знаком близко с творчеством режиссёра знают, что какой бы плохой фильм Шьямалан не снял, талант создавать напряжение у него не отнять. Возможно, виной тому стал рейтинг PG-13, который плохо сочетается с намерением пойти по дорожке боди-хоррора. Что в данном случаем обидно, так как таких брутальных сцен было предостаточно, но из-за детского рейтинга все эти телесные моменты либо сняты максимально незрелищно, либо с очень безопасного расстояния.
Так вместо саспенса и комедии Шьямалан фокусируется на банальностях бытия. В конкретно случае на времени: о том, как нужно ценить каждый миг скоротечной жизни, ценить близких и не тратить время впустую, проговаривая все эти известные истинны словно из цитатника из какого-нибудь социального паблика. Конечно, из-за обилия этих заурядных фраз у режиссёра проскакивают любопытные мысли, например, когда дети произносят: «Мы такие взрослые, а вспомнить нечего» или визуальная аллегория того, как всё может незаметно закончиться, пока ты радостно строишь «замки из песка». Но всё это нивелируется, когда Шьямалан пытается объяснить все эти сюжетные хитросплетения своим финальным твистом, который к лейтмотиву о времени не имеет никакого отношения.
Проблема фильма также в том, что нём нет глубоких и ярких персонажей, где вроде разворачивается семейная драма непонимания и развода, но этих героев на пляже так много, что Шьямалан просто не успевает уделить им достаточно времени и тезисно обозначает их характеры. Помимо героев и сюжета, хотелось бы предъявить претензии к Шьямалану конкретно по технической части, а именно к странным операторским ракурсам и проходам, и музыкальной партитуре, которая впервые у Шьямалана была настолько невзрачной. Но вдвойне обиднее то, что у «Времени» были все предпосылки стать удачным хоррором — любопытный концепт, экзотический антураж, идеальные моменты для саспенса и изолированная локация. Или в ином случае стать угарной комедией. Увы, но Шьямалан опять выбрал не те перспективы.