Любопытно, что в канун космической эры СССР немного опережал США даже на экране. Наших фильмов об освоении космоса насчитывалось немного, зато сняты они были вовремя и со знанием дела. И лишь когда Гагарина запульнули в космос, СССР неожиданно принялся отставать от Голливуда во всем, так или иначе связанном с космическими фильмами. Видимо, мечтать стало скучно.
«Аэлита», 1924
«Аэлита» — и фильм, и роман — это было нечто феноменальное. Весь мир страшился, что марсиане прилетят и завоюют Землю, а в романе Алексея Толстого обыгрывалось нечто противоположное. Наши летели на Марс, чтобы устроить там справедливую рабоче-крестьянскую революцию!
Советские власти по ряду причин фильм невзлюбили, по советскому ТВ его почти не показывали. Сейчас его смотреть надо и обязательно — это совсем не бедное кино с конструктивистскими декорациями и витиеватым сюжетом.
Что особенно важно — Яков Протазанов снял «Аэлиту» за несколько лет до того, как Фриц Ланг выдал миру два классических полотна на очень близкие темы — «Метрополис» и «Женщина на Луне».
«Космический рейс», 1935
Никаких революционных фантазий и лазерных револьверов Нагана. Только педантичная научная фантастика: сценарий писался под личным надзором Константина Циолковского.
Космический ракетоплан «Иосиф Сталин» отправляется на Луну с чисто научным экипажем: седобородый профессор, блондинка-ассистентка и молодой да горячий энтузиаст-изобретатель. Поход по Луне в условиях пониженной гравитации изображен по всем правилам. Никаких марсиан на Луне космонавты тоже не встречают и после пары технических происшествий возвращаются на бренную Землю.
В Советском Союзе картина пользовалась большим авторитетом, на нее вполне можно было наткнуться по ТВ в какой-нибудь неудобный час. Для любителей ретрофутуризма преобязательнейшее зрелище.
«Дорога к звездам», 1957
Прелюбопытный эксперимент. В недолгие 50 минут Павел Клушанцев уместил биографию Циолковского, научно-популярный рассказ об астрофизике с анимацией и цифрами, да еще инсценировал перед камерой первые космические рейсы.
Сцены с запуском «Спутника-1» добавились в последний момент, ибо фильм был закончен как раз накануне того исторического события.
Смотрится очень здорово! Пусть даже «Дорогу к звездам» трудно называть полноценной художественной картиной, но это воистину тайный шедевр.
«Небо зовет», 1959
Спорный в идейно-сюжетной части и все же важный жанровый фильм. С весьма шикарными для своего времени эффектами, американцы даже своровали эту кинопленку для своего проката, изрядно все порезав и переделав. Голливудская версия звалась «Битва за пределами Солнца».
А вот сценарий подкачал — самая примитивная советская номенклатурная клюква, которую только можно себе вообразить. США и СССР спорят, кто первым полетит к Марсу. Жадные до славы и денег янки в итоге нас опережают, только попадают не на Марс, а в страшную передрягу. Спасти их способны только мы.
Много пафоса, красивых и бессмысленных слов. И много красивого и глубокомысленного космоса. Смотреть надо, конечно. Тем более что всего-то 77 минут.
«Я был спутником Солнца», 1959
Нынче забытая не особенно зрелищная картина режиссера Виктора Моргенштерна, который, в основном, снимал документалки. Ну, и это кино смотрится как производственная лента. С той разницей, что герои осваивают космос в непосредственной близости от Солнца.
Из плюсов — местами весьма приличные декорации и старательные актеры, включая Георгия Вицина (он здесь мимоходом).
«Планета бурь», 1961
Пик советской фантастики докосмической эры, точнее, до эры пилотируемых полетов. На экраны фильм вышел вскоре после полета первого космонавта, однако поставлен по повести Александра Казанцева, написанной еще в 1959.
Режиссер — Павел Клушанцев, создатель «Дороги к звездам».
СССР и США отправляют многолюдную экспедицию для покорения Венеры. Причем, окромя многолюдов, на борту присутствует робот. Вторая планета от Солнца оказывается заселенной древними формами жизни, в основном, динозаврами. Однако же что-то намекает, что здесь, возможно, присутствует и разумная цивилизация.
«Планета бурь» нынче — классика ретро-футуризма, кино отлично прокатилось по всему миру. Американцы спиратили с «Планеты бурь» аж два своих телевизионных фильма. Один назвали «Путешествие на доисторическую планету», другой — «Путешествие на планету доисторических женщин».
Вопрос, смотреть или нет, здесь вообще не задается.
«Туманность Андромеды», 1967
Тут уже советский кинопром начал делать ошибки и оступаться. «Туманность Андромеды» — зачитанный в СССР до дыр роман Ивана Ефремова, впервые напечатанный в популярном журнале «Техника молодежи». Книга о непредсказуемых и неведомых трудностях, которые поджидают космические экспедиции у каждой новой звезды.
Художественных достоинств у ленты немного, все поставлено из рук вон напыщенно и пропагандно. Впрочем, некоторым нашим современникам сейчас как раз любопытен именно тот коммунистический колорит. Да и картинка местами очень стильная, этого не отнять.
Одного из главных героев и книги, и кинофильма зовут Дар Ветер. Он, правда, совсем не злодей в черном полированном шлеме. Дискуссии о том, является ли сходство случайным, или же Джордж Лукас одолжил имя из советского фильма, не затихнут уже никогда.
«Солярис», 1968
Это другой «Солярис». Большинство даже не в курсе его существования. А ведь еще в 1968-м советское телевидение выдало на-гора черно-белую постановку по роману Станислава Лема. Причем гораздо ближе к тексту первоисточника, нежели картина Тарковского. В главных ролях Василий Лановой и Владимир Этуш.
Несмотря на скромность и камерность, у первого «Соляриса» есть своя группка фанатов, в основном из числа аккуратных читателей Лема и последователей его учения.
«Солярис», 1972
Знаковая для советского кино работа, которую, изначально куда как приветливее встретили на Западе. Это же Гран-при Каннского кинофестиваля! Но от советского зрителя слышалось слишком много жалоб на скуку да слишком вольный уход Андрея Тарковского от литературного первоисточника.
Редкий советский фильм, который удостоился богатого ремейка: Стивен Содерберг пытался повторить этот сюжет, предоставив роль психолога актеру Джорджу Клуни. Если делать выбор, какой из трех «Солярисов» смотреть, всегда выбирай Тарковского. Ежели вдруг не понравится, надо отложить и пересмотреть лет через десять. Помогает!
«Эоломея», 1972
Картина, снятая силами аж трех стран-государств — СССР, ГДР и Болгарии. В данном случае гора родила мышь, ибо потенциально любопытная история загублена никакой постановкой.
Сюжет вертится вокруг бесследно исчезнувших девяти космических кораблей. Вертится, сильно петляя, с очень невнятным итогом.
«Эта веселая планета», 1973
Бесхитростный новогодний бедлам, в котором засветились Савелий Крамаров, Леонид Куравлев и Екатерина Васильева. Музыкальный фильм о пришельцах, которых угораздило проникнуть в советский Дом культуры в разгар новогодних елок. Само собой, что на костюмированном карнавале все приняли чужих за своих.
На экране не происходит ничего выдающегося или хотя бы запоминающегося, если не считать музыки Тухманова. Однако ежели тебе хочется какой-то альтернативы новогоднему телевидению, «Эта веселая планета» вполне способна выручить.
Пока Савелий Крамаров не эмигрировал, фильм активно крутили на советском ТВ по соответствующим датам.
«Москва — Кассиопея», 1973
Первый чисто юношеский советский проект в жанре космофантастики. Толпу 14-летних школьников отправляют на корабле «Заря» к созвездию Кассиопеи. Как раз к прибытию они должны повзрослеть и поумнеть.
От мировых стандартов эта чисто приключенческая лента уже отставала, однако для советских школьников была глотком свежего воздуха. Да и сейчас не растеряла честного пионерского колорита.
«Отроки во Вселенной», 1974
Непосредственное продолжение картины «Москва — Кассиопея». Первый сиквел в истории советской фантастики. Впрочем, формально это один фильм, который просто попилили на две части из соображений удобства и денег (советский кинопрокат очень беспокоился о прибыли, что было нехарактерно для экономики СССР).
Сюжет повествует, как отроки долетают до системы Кассиопеи, где находят населенную роботами планету, и вступают с ними в открытый конфликт.
Без «Кассиопеи» с «Отроками» довольно проблематично представить себе жизнь советского школьника 1970-х. Звезд с неба эта звездная фантастика не хватает, но при этом она не притворяется большим и серьезным искусством. То есть честна со зрителем.