Азазель, Россия, 2002

Писатель Григорий Чхартишвили, более известный под псевдонимом Борис Акунин, создал цикл под общим названием «Приключения Эраста Фандорина». Начиная с 1998 года он написал в рамках этого цикла более десятка романов, ряд повестей и рассказов. Последний (на сегодняшний день) из романов этого цикла вышел в прошлом году.

Киностудия «ТриТэ» Никиты Михалкова по заказу «Первого канала» (в 2002 году он еще назывался «ОРТ») в 2002, 2005 и 2006 годах сняла целых три мини-сериала по книгам Бориса Акунина об Эрасте Фандорине (в продюсерах первых двух числится Константин Эрнст). Каждый сериал насчитывает по 4 серии, а каждая из серий имеет продолжительность примерно в 50 минут. Всего 12 серий. (Существуют и сокращенные версии этих сериалов, в результате чего появились одноименные кинофильмы.)


Лиза и Эраст Фандорин
Кстати, вдруг кто не знает, герои этих книг, фильмов и сериалов жили (якобы жили, это же художественная литература и кино, многие события и обстоятельства вымышлены) в конце XIX, начале XX веков в России. Тут вам приключения, детектив, триллер. Тайные общества, наемные убийцы, роковые красавицы, вот это всё. Как говорится, «любовь и честь, добро и зло».

Я бы рекомендовал смотреть эти сериалы по порядку:

1. Азазель, 2002 год (на «Кинопоиске»: сериал из 4 серий, всего 208 минут);
2. Турецкий гамбит, 2005-2006 гг. (на «Кинопоиске»: сериал из 4 серий, всего 205 минут; фильм 130 минут);
3. Статский советник, 2005 год (на «Кинопоиске»: сериал из 4 серий, всего 191 минута; фильм 127 минут).

Каждый из этих сериалов снят по одному из одноименных романов Акунина. Сериалы сняты разными режиссерами и с разными актерами в главных ролях. Здесь я расскажу о своих впечатлениях от просмотра первого из них, мини-сериала «Азазель» 2002 года.

Этот мини-сериал снят по первой книжке в серии, изданной в 1998 году. В ней Эрасту Петровичу Фандорину исполнилось 20 лет, после чего он бросил учебу и поступил на службу в полицию в чине коллежского регистратора (это самый низший гражданский чин из 14 классов в тогдашней Табели о рангах). Дело происходит в мае 1876 года. Крепостное право уже отменили, но до революции 1917 года еще далеко.


Постер сериала
Сериал снят бедненько, видно, что денег на съемку хронически не хватало. В такой ситуации на первый план выходит игра актеров, тем более, что массовки маловато, как и широких общих видов города. Действие, кстати, начинается в Москве. (В то время Москва считалась захолустьем, а всё великолепие находилось в Санкт-Петербурге, тогдашней столице. Это сейчас они, можно сказать, поменялись ролями.)

В сериале много молодых актеров и поначалу они плохо справляются со своими ролями. Я даже хотел бросить просмотр. Однако, постепенно сериал набирает ход и как бы «встает на ноги», актеры постепенно начинают играть лучше, вживаясь в роли. Тут, наверное, положительную роль сиграло то, что в основе фильмов — книги с захватывающим приключенческим сюжетом, а сценарии для всех трех мини-сериалов писал сам Борис Акунин, не оставляя эту важную работу другим. Также молодых актеров поддержали актеры постарше и поопытнее.

В своей оценке я по ходу просмотра поднялся от 5 баллов из 10 в первой серии до 7 баллов из 10 к концу четвертой серии. То есть по итогу ставлю этому сериалу крепкие средние 6 баллов из 10.

В главной роли Эраста Фандорина выступил актер Илья Носков. Он и Сергей Безруков (который сыграл статского советника Ивана Францевича Бриллинга) работали здесь в паре, оба справились удовлетворительно. Хоть Илью Носкова многие хвалят, но мне потребовалось две серии, чтобы привыкнуть к нему в роли Фандорина. Конечно, он старается, но некоторые переходы от серьезности к широченной улыбке на лице выглядят чересчур внезапными. Наверное, так хотели показать юного и наивного Фандорина, еще не хлебнувшего горя. Получилось не очень, потому что привык я к этому не сразу.

Носков и Безруков вместе иногда выглядят несколько комично, потому что у Носкова рост 190 см, а у Безрукова — 173 см. Том и Джерри. Безруков, мне кажется, тоже не совсем попал в роль, он выглядит слишком молодым, а должен был быть, думаю, постарше. В этом же году он снялся в сериале «Бригада» — вот там он выглядел на своем месте. Но, в принципе, Безруков роль не провалил и не был самым слабым звеном фильма.

Из актеров-мужчин мне больше всех понравился актер Сергей Чонишвили, сыгравший картежника и заядлого бретера графа Зурова. Тут всё четко и в точку: грубый голос, грубые манеры, взрывной характер, сыграл на отлично.

Из женщин-актрис очень понравились Марина Неёлова (в роли госпожи Эстер) и юная красавица Марина Александрова (в роли Лизы).

Кстати, оказывается, Борис Акунин в своем романе провел некоторые параллели с известной сентиментальной повестью «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, написанной в 1792 году. Оттуда он взял имена для геров своего романа Лизы и Эраста. История там печальная. Сам томик с этой повестью появляется в первой же сцене сериала.


Амалия Бежецкая
Одной из главных неудач сериала, по моему мнению, явился подбор актрисы Ларисы Борушко на роль роковой красавицы Амалии Бежецкой. Лариса Борушко, конечно, красивая женщина, но, однако же, здесь не подходит. Лично мне не показалось, что такая женщина смогла бы вертеть мужиками в реальной жизни. От ее Амалии Бежецкой «планка» не падает, если вы понимаете, о чем я. Возможно, это только моё мнение. Впечатление примерно такое же, как от Маргариты Тереховой в роли миледи в «Трёх мушкетерах» 1979 года. Красавица, но не бомба, вокруг которой весь сильный пол ложится штабелями.

Кстати, в конце каждой серии на титрах вставлены старинные романсы в исполнении Шнура (Сергея Шнурова), Максима Покровского из «Ногу свело» (он в следующем сериале тоже музыкально отметился) и Бориса Гребенщикова. Приятная музыка, в тему.

Коротко о сюжете. Молодой парень по имени Эраст Фандорин, знатного происхождения (сирота), но без денег (покойный отец спустил всё в карты) бросает учебу и поступает на службу в полицию, потому что учиться ему было скучно. В полиции тоже не слишком весело, но внезапно происходит шокирующее событие: молодой студент ни с того, ни с сего стреляет себе в голову при многочисленных свидетелях. Фандорин на безрыбье вцепляется в это дело и выходит на группу людей, по всему замышляющих что-то ужасное. Поначалу речь идет о террористах. Фандорин слышит таинственное слово «Азазель» и получает смертельный удар ножом в бок...

Рекомендую посмотреть, оцениваю в 6 из 10. Следующие два сериала и того лучше.