Советские фильмы-сказки с недетским смыслом

10453289_original.png

Этими фильмами засматривались. Их разбирали на цитаты, называли домашних питомцев именами героев, учили наизусть песни. Детвора устраивала во дворах импровизированные спектакли, изображая сценки с любимыми персонажами. Сказка была неотъемлемой частью жизни. Девочки мечтали вырасти в прекрасных принцесс, мальчики – в благородных принцев. С детства жили с верой, что добро непременно победит, что всё всегда к лучшему, что хорошее случается с хорошими людьми.

Довоенные и послевоенные сказки часто сводились к классово окрашенным сюжетам, но в 60-е они ушли из детских фильмов. Сказки стали по-настоящему волшебными. Они учили доброте, чуткости, быть смелыми и справедливыми.

Режиссёр Александр Артурович Роу считал народные сказки сокровищем мудрости, завернутым в красивую обложку. Он видел в сказках накопленный опыт поколений, который пытался сохранить и донести до зрителя. В его детских, на первый взгляд, сказках, всегда присутствовала мораль. Именно поэтому они были интересны и детям, и взрослым.

Роу был требователен к себе, к актёрам, которые у него снимались, не делал поблажек даже самым популярным. Используемые им спецэффекты стали прорывом в телевизионном сказочном искусстве. Печь, которая сама двигалась, вёдра воды, которые возвращались на место, дрова, которые «по щучьему велению» укладывались в поленницу. Дети приходили в восторг, потому что все чудеса были настоящими. Над созданием самодвижущейся печи трудились профессиональные инженеры. Для сказки «Василиса Прекрасная» на фабрике игрушек по заказу Роу изготовили 11-метрового Змея Горыныча. Чтобы он свободно двигался были задействованы два десятка человек. Правдоподобнее трёхглавое чудище ещё никто не снимал.

Дети 60-х росли на сказках Роу, сказках режиссёра Александра Лукича Птушко. Даже сейчас серьёзные и солидные взрослые они с удовольствием пересматривают под Новый год «Морозко», помнят и любят «Варвару-красу», «Конька-Горбунка», «Марью-искусницу», «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу».

В 70-80-е телевизионная сказка пережила новый виток. Она стала ещё более творческой. Появилось множество экранизаций произведений мировой классики. Одним из главных сказочников того времени был Леонид Нечаев. Его «Приключения Буратино» стал первым детским фильмом для студии «Беларусьфильм». До этого там снимали преимущественно фильмы о войне.

Чаще всего у Нечаева играли непрофессиональные маленькие актёры. У режиссёра получалось поразительно находить взаимопонимание с детьми. Ему достаточно было шепнуть несколько слов ребёнку на ухо, и он с радостью выполнял режиссёрские указания.

Фильмы-сказки, созданные им, – тонкие, умные, добрые, музыкальные, яркие. Снятые с большим эстетическим вкусом, они и сегодня выглядят современно.

Были и другие режиссёры-сказочники: Михаил Юзовский и его «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг», «Тайна железной двери».

Илья Фрэз – «Приключения жёлтого чемоданчика». Александр Митта и его совсем не детская «Сказка странствий».

Музыкальные сказки-аллегории – их можно выделить в один особый жанр, который придумал и создал режиссёр Марк Захаров. Ни с чем не спутать его «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен».

Случалось, режиссёры, никогда не снимавшие детских фильмов, выпускали на экраны сказку, и она неожиданно влюбляла в себя зрителей всех возрастов, по-настоящему «выстреливала». Так случилось с «Мэри Поппинс, до свидания» режиссёра Леонида Квинихидзе. Позже он признался, что снимал эту историю совсем не для детей и сам был удивлён таким успехом.

Разгадать загадку не сложно. Каждый взрослый – внутри ребёнок: вот главная формула успешного сказочника. Хорошо об этом сказал Александр Митта:

«В художнике, работающем для детей, живут два существа – неумирающий ребёнок и несостоявшийся учитель. Ребёнок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе. Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро».

Успех произведения для детей кроется в том, что в нём множество «уровней». За счёт своей многогранности сказки так глубоко проникают в нас. Даже, будучи маленькими, интуитивно мы считываем нечто большее, то, что требует вернуться, пересмотреть, переосмыслить.

В нашей подборке мы собрали детские-недетские сказки, которые большинство помнит, любит и, возможно, готово открыть их по-новому.

Многие старые фильмы-сказки сегодня реставрируют. Это дарит им вторую жизнь и «современный» контекст.

Список сказок будет обновляться и пополняться.

Автор: Инна Москальчук

«Не покидай»: люди перестали верить в чудеса, вот они и происходят всё реже

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Не покидай (1989)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8,1

Режиссёр Леонид Нечаев не любил проб. Актёров он подбирал полагаясь на профессиональную интуицию. Главных героев часто находил сам. Высматривал детей на катке, в метро, просто на улице. Леонид Алексеевич никогда не ошибался. В обычном с виду мальчишке ему удавалось разглядеть юную звезду, которая становилась кумиром миллионов. Нечаевские принцы –  одни из самых красивых в советском сказочном кинематографе.

В будущем принце режиссёру виделся один типаж: стройный, с золотистыми волосами, огромными глазами. Его герои были настолько похожи, что многим поклонникам казалось – это один и тот же актёр в разном возрасте.

Игоря Красавина – принца Патрика из «Не покидай» режиссёр встретила вечером в минском метро.

«Уже поздно было, людей мало. Долго его разглядывал – он даже покраснел, что меня особенно умилило. Подсел к нему. Парень испугался – пересел. Пришлось объяснить, что я режиссёр. Игорь, тогда ещё 16-летний мальчишка, заканчивал школу, ему было не до съемок, так что он сразу сказал «нет». Но, правда, потом согласился».

В основу сюжета легла сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Драматург и сценарист Георгий Полонский признался Нечаеву, что мечтает превратить её в театральную пьесу. Режиссёр предложил вместо пьесы сразу писать сценарий, за экранизацию которого взялся как только тот был закончен.

«Не покидай» снимали в самых красивых локациях Минска, Таллина, Ужгорода, во Львове, Ялте, в живописных местах Закарпатья. Казематы в одной из сцен воссоздали в знаменитой львовской аптеке.

Много внимания в фильме уделено костюмам и реквизиту. Стильные наряды героев шили на студии «Беларусьфильм». Большинство из них выставлены в музее белорусского кино.

«Сказка странствий»: жизнь – это большая река

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

204

Сказка странствий (1983)

Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 8,0

Фильм режиссёра Александра Митты, который не сумел до конца понять, разглядеть советский зритель, и который так современен, актуален в наши дни.

Возможно, недопонимание случилось из-за того, что картина изначально была заявлена как сказка, на самом же деле – это философская притча с элементами триллера, фильм-фэнтези.

На его показы организовано водили школьников. Первый прокат состоялся в 1983-1984-м году. Дети в ужасе вспоминают о тех сеансах. Кто-то навзрыд плакал, кто-то после боялся засыпать. Совсем недетскую сказку у многих получилось оценить только спустя годы.

«Я в шесть лет его посмотрел. Боялся потом спать на спине. Все из-за сцены, когда Чума коснулась главного героя и он умер, лежа на спине. Потом пришли люди в чёрных балахонах и сожгли его тело. Мне казалось, если я усну, лежа на спине, то ночью придут и сожгут меня».

Чума в фильме, действительно, поражает главного героя – лекаря, изобретателя, мудреца и философа Орландо, которого играет актёр Андрей Миронов. Он помогает юной Марте (актриса Татьяна Аксюта, главная героиня из «Вам и не снилось») в поисках её брата Мая, которого выкрал злой Горгон. Мальчик умеет предсказывать, где находится золото. На этот дар и польстился разбойник.

По напряжённости, глубине, атмосфере фильм очень похож на «Трудно быть богом» Алесея Германа. Режиссёр показывает в картине мрачное, погрязшее в нищете, пьянстве, безделье, средневековье. Герой Миронова, как и дон Румата из «Трудно быть богом», отличается от своих соотечественников: он много изобретает, фантазирует и ратует за сохранение и передачу знаний.

«Питер Пэн»: все дети, кроме одного-единственного ребёнка на свете, рано или поздно вырастают

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

202

Питер Пэн (1987)

Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,6

Девочки влюблялись в Питера Пэна, мальчики требовали такой же ободок на волосы, чтобы походить на главного героя, которого воплотил на экране непрофессиональный актёр, мальчик из Минска Сергей Власов.

Это была первая экранизация произведения шотландского писателя Джеймса Барри, в которой главного героя играл именно мальчик, до этого роль Питера Пэна исполняли девочки.

Режиссёру Леониду Нечаеву понравилась мягкость и лиричность Серёжи. В его Питере Пэне нет хулиганских замашек, грубости, которая есть в персонаже Барри.

Для многих девочек того времени Питер Пэн стал первой и настоящей экранной любовью, их маленьким кумиром:

«Благодаря Питер Пэну-Серёже для меня сказка стала реальностью. Я не запирала окно – ожидая, что какая-то из сверкающих звёзд начнёт увеличиваться и ко мне прилетит чудесный мальчик. Он заберёт меня в чудесную страну. И сейчас, уже взрослая, я жду Питера Пэна...».

Мечта-ностальгия о вечном детстве. Волшебной стране, где живут потерянные дети, которых возглавляет никогда не взрослеющий Питер Пэн. В этой стране есть горы, море, индейцы, пираты, русалки и полная свобода для приключений. Питер Пэн знакомится с девочкой Венди, которую зовёт с собой в эту страну.

Нечаев специально находил актёров среди обычных детей. Он считал, что так юные зрители ему больше верят

«Снежная королева»: вечность – это бессмертие

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Снежная королева (1966)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,6

Фильму более пятидесяти лет, а он не утратил свою фирменность, очарование и важный посыл.

История Ханса Кристиана Андерсена, превращённая в пьесу и сценарий фильма драматургом Евгением Шварцем.

Сценарий был написан Шварцем до начала войны. Удалось даже отснять часть материала, но съемки были прерваны. В 1943 году руководство студии решило вернуться к отснятому материалу и продолжить работу, но юные актёры за это время выросли. «Снежную королеву» пришлось отложить на неопределённый срок. Декорации, которые создавались для фильма, были использованы при съемке фильма «Золушка» в 1947 году.

Спустя почти два десятилетия к уже готовому сценарию обратился режиссёр Геннадий Казанский. На роль Герды он пригласил юную актрису Елену Проклову. Её работа в фильме «Звонят, откройте дверь» впечатлила режиссёра. В этой картине Елена играет пятиклассницу, которая влюблена в десятиклассника.

Мальчика Кая, в версии Шварца – Кея, Казанский доверил сыграть школьнику Вячеславу Цюпе. До этого он уже играл в сказке «Город мастеров».

Казанскому хотелось снять по-настоящему масштабную экранизацию. Местом съемок он определил Таллин. Снимали в старом квартале города, где сохранилось множество красивых исторических зданий.

Режиссёр решил, что горы в картине так же должны быть подлинными. Потому часть съемок, где Герда встречается с разбойниками, была отснята в Карпатах.

«Сказка о звёздном мальчике»: равнодушие не способно принести счастья

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Сказка о звёздном мальчике (1984)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» («Звёздный мальчик») напоминает историю Гарри Потера. Мальчик без родителей, на которого возложена миссия. Разница в том, что герой Поттера – изначально наделён всеми положительными человеческими качествами. Мальчику-звезде, напротив, предстоит разобраться в себе: жестокость сердца сменить на сострадание, под гнётом жизненных обстоятельств понять, что любовь, искренность важнее внешней красоты.

Режиссёр Леонид Нечаев взял на эту роль 12-летнего школьника Павла Чернышёва, которого случайно встретил на катке. До этого он «пробовал» десятки юных актёров и лишь в Павле увидел того самого Звёздного мальчика со сказочной, неземной красотой.

«Было интересно представить себя в роли «звёздного принца», - вспоминает Чернышёв. – Вокруг красивые сказочные декорации, необычные костюмы. Я по-настоящему верил в сказку, которую мы снимали».

Нечаев изменил сюжет Уайльдовской сказки, добавив научно-фантастический мотив. Загадочный мальчик попадает на землю с другой планеты с особой миссией – разучить землян испытывать чувства. Его мать отправляется вслед за ребенком. Десять лет она ищет сына. Поиски истощают женщину, превращают в безобразную нищенку. Такая мать не нужна прекрасному мальчику. Он отвергает её.

«Мери Поппинс, до свидания»: счастлив тот, в ком детство есть

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Мери Поппинс, до свидания (1983)

Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8

Самая необычная, любимая многими, самая обсуждаемая, породившая массу странных версий и трактовок экранизация романа Памелы Трэверс «Мэри Поппинс».

Леонид Квинихидзе, режиссёр картины, во многих своих интервью говорил, что намерен был снять музыкальную историю для взрослых, его удивило, что фильм настолько полюбился детям.

Изначальный сценарий картины, написанный Владимиром Валуцким по двум переведённым в Советском союзе книгам о няне-волшебнице, не предполагал такого объема музыкальных номеров. Они появились после того, как к работе над фильмом подключился композитор Максим Дунаевский и поэт Наум Олев. Шесть песен были готовы уже до начала съемок.

Решили снимать прямо на территории «Мосфильма». Для съёмок построили настоящий городок в английском стиле. Так появилась улица Вишнёвая. Пруд и беседка – это часть природных мосфильмовских декораций. Для одной из сцен тщательно искали английскую машину «Астон Мартин», которую, увы, не нашли и заменили её на немецкий «Мерседес».

Роль Мэри досталась Наталье Андрейченко случайно. Изначально на неё была утверждена Анастасия Вертинская. 

«Чёрная курица, или Подземные жители»: образец советской готики

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Чёрная курица, или Подземные жители (1980)

Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,6

Фильм-сказка – философская притча, которая не имеет ценза по возрасту и будет интересна как детям, так и взрослому зрителю. Каждый увидит в одноименной сказке Антония Погорельского свои смыслы.

Ровно сорок лето тому назад художественное произведение экранизировал украинский режиссёр Виктор Гресь. До сих пор никому не удалось повторить успех этого загадочного, мистического, завораживающе красивого кино.

Повесть о мальчике Алёше, который вынужден жить далеко от родителей в пансионе Петербурга, терпеть ежедневную муштру, режиссёр Виктор Гресь, следуя замыслу автора сказки, превратил в волшебную шкатулку с секретом.

Чёрная курица, спасённая жалостливым мальчиком, оказывается настоящим министром в подземном царстве. Жители этого царства и его король невероятно добры к Алёше. За спасение министра-Чернушки они дарят ему волшебное семечко, благодаря которому, мальчику становятся доступны все книжные знания.

Отсылка к блиблейскому сюжету, когда человек вкусил яблоко с дерева познания и возгордился. Только в этой истории испытания ждут детскую душу.

Тонко показаны метаморфозы, которые случаются с мальчиком. Как в нём происходит борьба добра и зла. На чью сторону он встанет и как Алёше суждено поплатиться за свой выбор.

«Обыкновенное чудо»: порою волшебство случается не в сказке, а в жизни

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Обыкновенное чудо (1978)

Рейтинг IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,2

Сказка с грустным концом может многому научить людей, а сказки со счастливым годятся только для детей, – так считает волшебник из сказки «Обыкновенное чудо» режиссёра Марка Захарова.

Он сочиняет для своей жены печальную историю о медведе, который стал человеком. Любовь и поцелуй принцессы могут отнять у него эту привилегию и превратить обратно в дикого зверя. Возможно ли счастливое окончание такой истории? Имеет ли силу любовь победить страх?

Захаров умышленно не дает своим персонажам имён. Они не должны ни с кем ассоциироваться. Сказочный мир – выдумка, фантазия, в которую погружается зритель.

Его волшебник не носит мантию, а одет в уютный домашний свитер. Его король хитёр и коварен, но при этом – невероятно мил и обаятелен. Его главный герой – Медведь – в ужасе сбегает от принцессы. Зрителю кажется, что он смотрит сказку, на самом же деле, сквозь сказочный реквизит, проглядывается настоящая драма, в конце которой режиссёр путает карты и поражает неожиданной развязкой.

Поклонники фильма привыкли к названию «Обыкновенное чудо», многие не знают, что сказка могла называться «Медведь». Так свою пьесу нарёк автор – драматург и писатель Евгений Шварц. Он завершил её в середине пятидесятых. В 1964 году по пьесе был снят фильм-спектакль.

«31 июня»: история настоящей любви, которая встречается раз в тысячу лет

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

1

31 июня (1978)

Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,9

Опальный в Советском союзе фильм, который после выхода и премьеры на телевидении тут же лёг на полку. Семь лет «31 июня» был запрещён к показу, несмотря на то, что ничего крамольного в самой телесказке не было.

Дело в том, что исполнитель одной из главных ролей – танцор Большого театра Александр Годунов во время гастролей попросил политического убежища в Америке. Артист смог остаться в США сам, но ему не удалось добиться воссоединения с женой Людмилой (также партнёршей по фильму). Пару называли «Ромео и Джульетта холодной войны».

По иронии, влюблённые из сказки-фэнтези «31 июня» режиссёра Леонида Квинихидзе также не могут воссоединиться.

Его принцесса Мелисента живёт в двенадцатом веке, её возлюбленный – художник Сэм Пенти в двадцать первом. Злой волшебник Мальгрим устраивает их встречу на Звёздном мосту. За возможность быть вместе он просит слишком большую плату. Паре остается лишь путешествоваться во времени.

«Золушка»: никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце справедливым

3fb2db6cccf4a23383383394b28b2b31.jpg

Золушка (1947)

Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8

Самый волшебный и самый новогодний фильм-сказка, созданный в непростое послевоенное время.

Живее, ироничнее, смешнее экранизацию сложно найти. Сказке исполнилось 73 года, но ни одна шутка не утратила актуальности. Фильм до сих пор разбирают на цитаты и отгадывают по знаменитым фразам:

«Ведь это очень вредно – не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Ведь так и заболеть можно».

«Давно превратила бы её в лягушку, но, к сожалению, у старухи огромные связи».

«Ухожу! Ухожу немедленно в монастырь!».

«Простите меня, я не волшебник, я только учусь».

Удивительный сценарий – шедевр драматурга Евгения Шварца. Сняла картину режиссёр-сказочница – Надежда Кошеверова. Сценарий Шварца был прочитан на «Ленфильме» в мае 1945 года, отправлен в Москву и принят почти без правок. Музыкальную комедию посчитали весёлой и остроумной.