История сьёмок давно обросла мифическими слухами, но некоторые события и вправду были. Фильм занял почетное 13ое место в прокате – символически «нечистое» число. Впрочем, чертовщина началась гораздо раньше — еще на первых этапах съемок.
На съемочной площадке фильма "Вий"
Во время съёмок Наталья Варлей вылетела из кружащегося гроба с большой высоты. Ее в последний момент поймал Леонид Куравлёв, но сам так сильно потянул руки, что на неделю выбыл из строя. А деревянная церковь, в которой Хома читает заупокойную, позднее и вовсе сгорела.
Фильм снимали в трёх разных церквях на Украине, но главная сцена с летающим гробом и вурдалаками была отснята в павильоне «Мосфильма», где были созданы декорации, копирующие одну их этих старых церквей. Это было связано с тем, что в настоящей церкви не было условий для использования циркового реквизита и сложного механизма, с помощью которого Наталья Варлей в прямом смысле слова летала в гробу. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб №1 считался основным – в нём лежала умершая панночка. Гроб №2 летал с закрытой крышкой по церкви, именно он, по сценарию, не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре пустым и был совсем маленьким. Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
В фильме были задействованы и животные, это были вороны и кошки. Первых ловили тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. А после на съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.
Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на верх снимать птиц, а павильоны были огромные — до 16 метров в высоту.
GIF●276 Кб
Так же в фильме работала бригада черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени. Ещё на сьемках присутствовала дрессированная собака по имени Мишка. Он был настоящим звукоимитатором. Пес мог рычать, как настоящий медведь и выть по-волчьи. В самом же «Вие» он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку.
Оборотни в фильме у Александра Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене. Снимал этот трюк опытнейший оператор Федор Проворов: «Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног и лезли прямо по вертикальной стене.
Роль Вия исполнил спортсмен-тяжелоатлет: ему пришлось таскать на себе тяжелый костюм с руками-корягами. Результат получился впечатляющим: при просмотре фильма даже у взрослых людей начинали шевелиться волосы на голове от неподдельного ужаса.
Панночку в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем.
Интересный факт что после сьемок фильма у актрисы Наталии Варлей наступила черная полоса, беды грянули одна за другой – тяжелая болезнь, уход мужа, отсутствие ярких ролей. Актриса согласилась сниматься из любопытства, не испугали её снятые мерки для гроба и летание под куполом церкви. В перерывах актриса не теряла времени и читала конспекты – лёжа в гробу. Позже Варлей поняла, что нечистая сила в храме – страшный грех, хотя и не связывала на прямую с фильмом все беды что обрушились на неё.
Хотя у Куравлева всё с точностью да наоборот –съёмки в данной картине принесли ему небывалый успех. Для него «Вий» стал трамплином – после которого его стали приглашать в другие фильмы. Может быть, все дело в том, что в фильме Хома в исполнении Куравлева находился на стороне светлых сил и боролся с нечистью?)
Вий 3D (2014)
Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди непроходимых лесов деревушку. Только воля случая и густой туман могли занести его в это проклятое место. Народ, живущий здесь, не похож ни на один доселе виданный путешественником. Эти люди, оградив себя от остального мира глубоким рвом, наивно верят, что смогут уберечься от нечисти, не понимая, что она уже давно поселилась в их душах и только ждёт случая, чтобы вырваться наружу. Даже в страшном сне учёный-материалист не предполагал, что здесь ему уготована встреча с верным слугой дьявола.