Фильмы с Мадсом Миккельсеном всегда вызывают интерес. Стоит признать, что и эта картина от датского режиссера Андерса Томаса Йенсена заслуживает те положительные отзывы, которых удостоилась.
Когда жена Маркуса трагически погибает в железнодорожной катастрофе, это кажется нелепой случайностью. А если это тщательно спланированное убийство? Военный, сумасшедший математик и парочка гиков объединяются, чтобы выяснить, что случилось на самом деле. Теперь они — рыцари справедливости.
КиноПоиск
7,4 из 10
IMDb
7,6 из 10
Отправная точка фильма отнюдь не настраивает на легкомысленный лад. Крушение поезда уносит жизнь множества пассажиров, в том числе женщины, чьи дочь-подросток и муж-военный оказываются в центре событий. Отец и дочь справляются с травмой по-разному: девочка хотела бы поговорить с психологами, суровый бородатый папа отвергает любую терапию. Выход для сдерживаемых эмоций находится неожиданно. На порог заявляются двое чудаков — только что уволенных горе-ученых. Они уверены, что авария не была случайностью, и даже готовы объяснить ее причины. В катастрофе погиб важный свидетель будущего судебного процесса против банды байкеров-неонацистов. Скорее всего, несчастный случай был подстроен. А значит, есть и виноватые, которых можно наказать.
Пока весь мир, озадаченный восстановлением гендерного баланса, снимает фильмы о сильных независимых женщинах, Йенсен с маниакальным упорством копается в психологии слабеющих мужчин, тащащих непосильный груз патриархальной традиции. В его новом фильме титул «Рыцарей справедливости» (так называется байкерская банда) апроприируют четверо одиночек, раненных самой судьбой.
Rolf Konow / Capella Film
Осиротевший после гибели жены, закомплексованный супермен Маркус привык решать проблемы, убивая врагов: на войне как на войне. В этой роли трудноузнаваем любимый герой датчан, красавец Мадс Миккельсен, только что демонстрировавший хрупкость в нашумевшем «Еще по одной» — чуть более банальном фильме на сходную тему. Инвалид и умник-шахматист Отто болезненно одержим поиском причин каждого случившегося события (Николай Лие Каас — другой суперстар датского кино, открытый Триером в «Идиотах», но снимавшийся и в Голливуде). Леннарт (сериальная звезда Ларс Бригманн) пережил насилие в детстве и всю жизнь провел в клиниках, он — гений статистики. Эмменталлер (фактурный Николас Бро, тоже знаменитость) — лучший в стране хакер, мечтающий выйти в «поле» и пострелять по живым мишеням, но страдающий от избыточного веса. Со временем к ним присоединятся и другие отверженные, например украинский секс-работник Бодашка Литвиненко (Густав Линд). Самой здравой в компании будет оставаться старшеклассница Матильда (Андреа Гадеберг) — представительница миллениалов, которые вряд ли способны помочь бумерам перестроиться на новый лад и научиться жить в мире с собой.
Только что мы смотрели милое безопасное кино из жизни политкорректной Европы — и вдруг гремят выстрелы, ручьем льется кровь. Режиссер остроумно играет с нашими ожиданиями, не раз их нарушая. Однако это не значит, что перед нами всего лишь милый аттракцион. «Рыцари справедливости» проходятся по верхам сразу нескольких жанров — драма, комедия, детектив, даже боевик, — обрамлением для которых неслучайно служит рождественская сказка. Пролог к основному действию разворачивается в предновогоднем Таллинне, где девочка просит папу купить ей на Рождество велосипед; с этого события запускается причинно-следственная цепь, служащая фабулой для фильма. Каждый раз, когда герои совершают нечто непростительное, они пытаются утешиться, включая радио, — и оттуда немедленно начинают звучать рождественские хоры.
Kasper Tuxen / Capella Film
В этом музыкальном решении слышится язвительная ирония — и одновременно несбыточное желание вернуться из неуютной реальности, показанной во всей красе, к мифологическому кинопрошлому. Тогда сильные мужчины еще могли защитить слабых женщин и детей от посягательств злодеев, а потом все выжившие собирались под наряженной елкой праздновать победу. Здесь хорошие и плохие не то что поменялись местами, а сами перестали понимать, на чьей они стороне и за какие принципы сражаются.
Возвращаясь к вопросам причинно-следственной связи: «Рыцари справедливости» призывают к рефлексии на тему устройства мира, не больше и не меньше. Может ли быть, что вселенной управляют божественные законы и ничего не случается просто так? Вроде бы рациональные и поголовно неверующие персонажи фильма всеми силами опровергают этот устаревший тезис. Но сам Андерс Томас Йенсен, плетя сеть интриги, строит ее на череде неправдоподобных совпадений, напоминающих о магии кино. Пожалуй, это единственная целительная сила, которая остается уделом травмированных и вооруженных мужчин, не признающих психотерапии.