Латвийский актер с внешностью сказочного принца Петерис Гаудиньш в конце 1970-х – начале 1980-х гг. пользовался огромной популярностью. После выхода на экраны фильмов «Театр», «Стакан воды» и, конечно, «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго» тысячи советских зрительниц потеряли от него голову. Его Айвенго под песни Высоцкого дарил мечту о вечной любви, но сам актер в такие чувства не верил. Он уже давно не появляется на экранах, очень редко дает интервью и только недавно признался в том, почему так и не решился ни с кем связать свою судьбу…
Дебютная кинороль Петериса Гаудиньша в фильме *Вей, ветерок!*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш родился в 1956 г. в Риге, в семье врачей. Он собирался продолжить династию и после школы поступил в медицинский институт, но уже после первого курса понял, что выбрал не тот путь. Он бросил учебу и поступил на театральный факультет Латвийской консерватории. Уже в первый год учебы Петерис начал сниматься в кино и выступать на сцене Рижского театра «Дайлес», которому отдал всю свою жизнь.
Петерис Гаудиньш в фильме *Мастер*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш в фильме *Мастер*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
В конце 1970-х гг. актеры из Прибалтики пользовались в СССР невероятной популярностью – они были главными «иностранцами» советского кино. Фильм «Театр» стал настоящим кинохитом тех лет, в главной роли в нем снялась звезда латвийского кино Вия Артмане, для которой эта работа стала своеобразным подведением итогов, ведь ее выпустили специально к ее 50-летию. А вот для молодых актеров Ивара Калныньша и Петериса Гаудиньша «Театр» стал удачным стартом кинокарьеры. Оба актера были настоящими красавцами и сводили с ума тысячи советских зрительниц.
Кадр из фильма *Театр*, 1978 | Фото: sboy.net
Петерис Гаудиньш в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru
После такого успешного старта латвийский актер составил серьезную конкуренцию многим российским коллегам. Однажды ему удалось обойти даже Александра Абдулова. Тот очень хотел сыграть капитана королевской гвардии, офицера охраны Артура Мешема в экранизации пьесы французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». По сюжету, в его героя влюблялись сразу несколько героинь, среди которых были королева Англии Анна и герцогиня Мальборо. Казалось бы, кто же еще мог бы смотреться в этой роли убедительней, но режиссер все же остановил свой выбор на латвийском актере Петерисе Гаудиньше.
Фотопроба Абдулова на роль Артура Мешема и Петерис Гаудиньш, которому досталась эта роль в фильме *Стакан воды*, 1979 | Фото: kp.ru и kino-teatr.ru
Роль герцогини Мальборо в этом фильме сыграла знаменитая актриса Алла Демидова. Впервые увидев Петериса на съемочной площадке, она не смогла сдержать иронии. Актер вспоминал: «Она меня серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. Помню, она сказала: «Срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!» А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например, шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились».
Латвийский актер Петерис Гаудиньш | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш в фильме *Баллада о доблестном рыцаре Айвенго*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Спустя 3 года, в 1982 г. на экраны вышла «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», после чего Петерис стал воплощением образа идеального мужчины. Этот фильм стал одним из лидеров проката 1983 г. – его посмотрело больше 28 млн зрителей. Он запомнился и тем, что в нем прозвучали прекрасные песни Владимира Высоцкого. Правда, сам Гаудиньш эту свою работу оценивал невысоко и рассказывал о ней неохотно: «На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего».
Петерис Гаудиньш в фильме *Баллада о доблестном рыцаре Айвенго*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Он продолжал сниматься до начала 1990-х гг., а потом в связи с кризисом в кинематографе в его кинокарьере наступила 10-летняя пауза. В 2003 г. он вернулся на экраны, но с тех пор сыграл всего 9 ролей. Петерис Гаудиньш продолжает выступать на театральной сцене, а в свободное время работает экскурсоводом в Праге. Он редко дает интервью и, несмотря на выбранную профессию, не любит публичности. Говорит, что от славы устал еще в молодости, а внимание поклонников его всегда не радовало, а раздражало.
Петерис Гаудиньш в фильме *Мать Мария*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш в фильме *Узник замка Иф*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru
Он и в свои 65 лет прекрасно выглядит, но очень не любит, когда ему делают комплименты по поводу его внешности. Дело в том, что Петерис считает свою внешность главной причиной не очень удачной кинокарьеры. У него было достаточно много ролей, но все режиссеры, в основном, эксплуатировали его привлекательную внешность и давали однотипные роли схематичных красавчиков. К тому же он всегда выглядел моложе своих лет, и «вечного юнца» не утверждали на серьезные драматические роли.
Кадр из фильма *Узник замка Иф*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш в фильме *Оружие Зевса*, 1991 | Фото: kino-teatr.ru
Красавец-мужчина, о котором мечтали тысячи поклонниц по всей стране, ни разу не был женат и до недавнего времени жил вместе с родителями. После того, как ушел из жизни его отец, мать переехала к сестре актера – ей нужен был уход, а у него из-за работы не хватало на это времени. С тех пор актер живет один. Свой выбор он объясняет так: «Просто я чересчур боялся ответственности. Мне казалось, что семья и особенно дети несовместимы с актерством. Дети должны быть всегда на первом плане, а у нас с постоянными гастролями и съемками так никогда не получится. Может, если бы выбрал другую профессию, были бы и дети, и внуки. Я ведь поначалу хотел пойти по родительским стопам, стать врачом. Но, проучившись полгода в мединституте, ушел в театральный. Но ни о чем не сожалею: ни о выборе профессии, ни о том, что сейчас один. Если завтра встречу человека, без которого жить не смогу, то все еще может быть!».
Кадр из фильма *Оружие Зевса*, 1991 | Фото: kino-teatr.ru
Петерис Гаудиньш в фильме *Защитники Риги*, 2004-2007 | Фото: kino-teatr.ru
У его добровольного одиночества есть и еще одна причина: женщины всю жизнь его преследовали, добивались встреч, проявляли внимание, а Петерис убежден, что женщина не должна делать первых шагов, и что мужчине нужно оставаться охотником. Актер говорит: «Я старомоден. И всегда придерживался мнения, что мужчина должен завоевывать женщину, а не наоборот... Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей... Сейчас я уже не такой влюбчивый, как в молодости. Мне мой ум подсказывает, что не надо влюбляться». Его рыцарь Айвенго на экранах воплощал мечту о вечной любви, а сам актер говорил: «Вряд ли я готов поверить в такие чувства».
Латвийский актер Петерис Гаудиньш | Фото: kino-teatr.ru