В детстве и юности я перечитал массу фантастики. Ясное дело, нравилась она мне не вся: какие-то авторы нравились больше, какие-то – меньше. Некоторые не нравились вовсе. Станислав Лэм относился к последним. Я не говорю, что он плохой писатель, скорее всего – нет, но я его не понимал, и, боюсь, к этому времени ничего не изменилось. Хотя, могу и ошибаться. Но опыт со Стругацкими подсказывает, что вряд ли мне Лэм и сейчас зайдет. Стругацких я читал в юности, читал (или, точнее, пытался читать) уже в возрасте постарше, и вот недавно – не-а, не заходит. Сейчас я особенно привередлив стал… годы берут свое. Вот с Лэмом будет та же история, я уверен!
Но, тем не менее, что-то я Лэма читал, но из всего прочитанного запомнились только какие-то отрывочные приключения Ийона Тихого и повесть «Конгресс футурологов». Хотя если честно, не очень запомнилось. Пытаюсь вот что-то конкретное вспомнить, но картинка не складывается – помню. Что там творился какой-то абсурд с галлюцинациями и только.
Но вот недавно узнал, что поэтому самому «Конгрессу футурологов» давно уже снято кино, о котором я ничего не знал. И, вот, несмотря на свое предвзятое отношение к автору первоисточника, было принято волевое решение кино скачать и посмотреть. Особенно внушало надежду то, что самому Лэму экранизация не понравилась. А еще впечатлял актерский состав – Робин Райт, Харви Кейтель, Дэнни Хьюстон, Пол Джаматти. Довольно мощный каст, если разобраться. В общем, была надежда, что фильм мне может понравиться.
Что ж, скажу сразу, надежды не оправдались.
Смутно помню, что главным героем в повести был Ийон Тихий тут же о нем ни слуху, ни духу, впрочем, и все повествование происходит словно бы в другой реальности.
Главная героиня в фильме (да, там героиня и зовут ее не Ийон, а Робин Райт, как и в жизни) актриса. Актриса, вышедшая в тираж. Ей уже за сорок, и она совсем невостребованна, и именно в это время кинокомпания, с которой она сотрудничала, делает ей предложение. И она от этого предложения отказаться не может.
С одной стороны предложение абсолютно безопасное, с другой – это крест на ее карьере. Ее образ должны оцифровать и использовать по своему усмотрению, ну, то есть снимать фильмы с ней, но без ее участия. С помощью юриста она себе выторговала некоторые послабления в контракте, но не более того. А, да, контракт с ней заключили всего на двадцать лет.
Собственно это затравка, есть там некоторые нюансы, но в целом, это все.
И вот, прошло двадцать лет. Робин Райт едет на встречу с продюсером, надо понимать, для того, чтобы продлить контракт. Или не продлить. Но мир изменился, и чтобы попасть в город, Робин должна что-то принять (закинуться чем-то, так будет точнее), потому что иначе в него не попасть.
Вот тут-то и начинается что-то хоть отдаленно связанное с повестью Станислава Лэма. Правда, это уже не игровое кино, а мультфильм.
Понятно, что в анимации можно снять все, что угодно, собственно так тут и сделали – намешали такой коктейль, что ум за разум заходит. Впрочем, в повести Лэма тоже черт ногу сломит, но там это хоть как-то смешно было, тут же…
Посыл фильма/мультфильма понятен, но фильм от этого интереснее не становится – с одной стороны он нудный, с другой – он настолько никакой, что в результате не сопереживаешь ни главной героине, ни кому бы то ни было еще, впрочем, ни о ком там и говорить больше нечего – просто фон для Робин Райт.
Что в итоге? Полнейший проходняк в который каким-то чудом затащили именитых актеров. Зачем им это нужно было, я так и не понял. Если вы фанат Лэма – не смотрите этот фильм. Если вы не фанат Лэма – тем более нет смысла пытаться понять то, что и фанаты не совсем понимают.
В общем, на свой страх и риск.