«МАЗАРИНИ» (МИНИ-СЕРИАЛ, 1978)
Во времена монархии отдельные кардиналы обладали большой властью и влиянием, и это делает их интересными историческими фигурами. Мазарини помимо сана был также первым министром Франции и одним из ключевых политических игроков XVII века. Сериал «Мазарини» состоит из четырех серий, его сценарий считается очень достоверным — его помогал писать историк Филипп Эрланже, исследователь биографии кардинала. Помимо верности фактам тут можно отметить отличную игру всего актерского состава.
«КОРОЛЬ ТАНЦУЕТ» (2000)
Людовик XIV — «король-солнце», любитель пышности, красоты (в том числе женской) и веселья, человек упрямого и сильного характера, а потому и один из популярнейших персонажей французской истории. «Король танцует» повествует одновременно о личности и борьбе за власть Людовика XIV, жизни и интригах его двора и увлечении короля балетом. Это визуально роскошная драма с барочной музыкой, в которой история великого правителя тесно сплетена с судьбами его придворного музыканта Жана-Батиста Люлли и драматурга-комедианта Мольера. Желание быть поближе к власти у каждого героя настолько велико, что оно со своими интригами с легкостью опускает возвышенное искусство на грешную землю.
«Пусть начнется праздник» (1975)
Действие этого фильма разворачивается после смерти «короля-солнца», когда трон формально перешел его наследнику Людовику XV, но по причине малолетства нового короля его обязанности назначили исполнять Филиппа II Орлеанского. Филипп был человеком дурной репутации и всячески ее поддерживал, не обращая внимания на происходящее в стране. Конечно же, такое поведение вызывало недовольства и восстания. Картину о закате «Великого века» истории Франции снял один из самых успешных французских режиссеров, не входивших в французскую новую волну, — Бертран Тавернье. Фаворитку Филиппа, графиню де Парабер, сыграла известная в России Марина Влади — последняя жена Владимира Высоцкого.
«Насмешка» (1996)
«Насмешку» когда-то признали лучшим французским фильмом 1996 года, и она заслужила любовь критиков за пределами Франции, а режиссер этой трагикомедии Патрис Леконт получил за нее номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Время действия картины — правление Людовика XVI, главный герой — маркиз де Малавуа, приехавший ко двору в надежде встретиться с королем и разрешить одно важное дело. В результате маркизу придется лицезреть французский королевский двор во всей его неприглядной, смехотворной «красоте» нравов. «Насмешка» — очень условно исторический фильм, но он дает альтернативный взгляд на жизнь в Версале, которая в таком свете выглядит совсем непривлекательно.
«Французская революция» (1989)
Двухчастный фильм-копродукцию сразу пяти стран с Францией во главе посвятили 200-летию Великой французской революции. Его сюжет начинается с восхождения на трон последнего короля страны Людовика XVI, встречи с ним маленького мальчика Максимиллиана Робеспьера, впоследствии ставшего одним из лидеров революции, проблем Первой мировой войны и других событий, переплетение которых повлечет за собой одно из главных событий в истории Франции. Поначалу «Французская революция» раскачивается медленно, а вот вторая часть картины — это уже совершенно захватывающее действие, динамика которого держит зрителя до самого конца.
«Армия теней» (1969)
Действие фильма знаменитого Жана-Пьера Мельвиля происходит во время Второй мировой войны в оккупированной нацистами Франции. Главные герои — участники движения Сопротивления. Они постоянно рискуют собой ради освобождения страны от оккупации, в то время как многие другие предпочитают отсиживаться в безопасности. В этом движении когда-то состоял и сам Мельвиль. «Армия теней» получилась мрачной и в чем-то даже отчаянной, но все же это один из лучших, если не лучший, фильм режиссера. Эта картина тщательно проработана и продумана в деталях и при этом сделана так, что эти усилия не превращаются в натужность.
«До свидания, дети» (1987)
Неспешно разворачивающаяся драма режиссера и сценариста Луи Маля основана на его собственных воспоминаниях об учебе в католической школе-пансионе во время Второй мировой войны. Тогда Франция была оккупирована нацистами, и однажды в школу, где учился 12-летний Маль, пришли гестаповцы, искавшие скрывающихся евреев. После рейда они забрали троих учеников, преподавателя и директора пансиона в концлагеря, где все узники погибли. Спустя сорок лет Маль снял об этом фильм — сдержанный, трагичный и очень личный.