В ноябре 2021 года вышло новое творение режиссера Эдгара Райта — «Прошлой ночью в Сохо». Удалось ли автору впечатлить зрителей, рассказываем в рецензии.
Автор: Варвара Кузнецова
Среди любителей кинематографа имя Эдгара Райта («Скотт Пилигрим против всех», «Малыш на драйве») может быть на слуху. Заглянув в его фильмографию, можно сделать вывод, что «Сохо» — первый серьёзный фильм в жанре хоррор. До этого Райт лишь высмеивал его в «Зомби по имени Шон» и «Армагеддце».
30-минутная экспозиция создает впечатление, что весь сюжет выстроен очень клишированно и банально: Элоиза (Элли) Тернер, обожающая времена 60-х, поступает в университет Лондона, чтобы изучать моду и воплотить свою детскую мечту — стать дизайнером. Уже на пути к своей цели, Элли слышит от таксиста нелестные шутки, носящие в себе сексуальный подтекст. Жизнь в университетском общежитии отпугивает скромную героиню, которая не привыкла ходить по всем барам Лондона каждый вечер, в отличие от ее соседок. Девушке приходится снимать комнату у местной пожилой женщины. Именно в этом месте каждую ночь Элли переносится в прошлое, где проживает жизнь светской львицы Сэнди, которая мечтает стать певицей. Лондон 1960-х — город ярких огней и горящих страстей, но у красивой жизни найдется темная сторона.
Что бесконечно греет душу в фильме, так это то, что, помимо хоррора, в картине присутствует многожанровость. «Прошлой ночью в Сохо» удается из незамысловатой и простенькой драмы о девочке из маленького города вырасти в психологический триллер с элементами слешера, и, к тому же, все это подкреплено феминистской повесткой. Эта картина, безусловно, — любовное письмо свингующему Лондону 60-х. Некоторые зрители, возможно, заметят некое сходство с «Круэллой» Крейга Гиллеспи, где появляется та же тематика моды и Лондона (правда, здесь уже 70-е годы). Эпатажная Эмма Стоун в роли диснеевской злодейки мечтает завоевать титул лучшего дизайнера. «Круэлла» носит в себе характер детскости, что связано с рейтингом в 12+. Также кино можно назвать очень американским: много экшена и «американского» юмора. Однако в «Сохо» невооруженным взглядом заметен и британский почерк Эдгара Райта. Он присутствует с самого начала фильма, а его синефильство, проявляющееся в многочисленных ссылках и цитатах, не может не порадовать поклонника его творчества.
Многие критики назвали картину предсказуемой и совсем нестрашной, какой она себя заявляла. Начнем с того, что понятие жанра хоррор в кино очень субъективно. Райт использует не прием «скримера», который порядком успел много кому надоесть, а прибегает к новому методу. Режиссер специально задерживает кадры с жуткими моментами. В совокупности с устрашающей музыкой и визуальными эффектами такой художественный прием оказывает психологическое давление на зрителя во время просмотра таких сцен, и это, безусловно, добавляет остроты всей картине.
Если говорить о времени действия в «Сохо», то можно сказать, что Райт на протяжении полутора часов заражает зрителя любовью к ретро. Как и в «Малыше на драйве», Райт делает музыку сосредоточением силы и спокойствия. Персонажи погружаются в свой мир, абстрагируясь от каких-либо внешних факторов. Что интересно, Эдгар избегает заезженных мелодий, хоть все они подсознательно кажутся знакомыми. Отличный баланс, который позволяет вам услышать песню и отметить её, но не отвлекает от происходящего.
«Прошлой ночью в Сохо» прекрасно и наглядно показывает то, как работает культ отмены. Элоиз, узнав правду о мире 1960-х, полном насилия и угнетения, приходит к тому, что слушать ту музыку и смотреть те фильмы ей уже некомфортно. Она уже больше не может засыпать под виниловые пластинки Силлы Блек, а борьба ее с неупокоенными призраками прошлого сопровождается поиском истины — что на самом деле произошло и как с этим жить теперь. У героини открываются глаза на правду об эпохе, которой она так долго восхищалась. Райт в этом эпизоде делает фильм очень личным, так как здесь он проводит рефлексию на тему осмысления культуры прошлого.
Так, новый фильм Эдгара Райта — одновременно хоррор и авторское кино, припудренное мишурой и неоновыми вспышками. Следить за тем, как режиссер выстраивает художественный контраст между «двумя Лондонами» — современным и свингующим, — крайне интересно. Дуэт из Томассин Маккензи («Кролик Джоджо») и Ани Тейлор-Джой (оды которой мы успели воспеть уже в «Королевском гамбите») очаровывает и удивляет. Райту удается окунуть карамельный образ «свингующих 60-х» в раствор сновиденческого кошмара, восходящего к повестке феминизма: зритель наблюдает историю с начала и до конца с позиции женщины, вместе с ней он борется с политическим бессознательным по ту сторону отражения, вместе с ней он совершает преступление и принимает наказание. Но ни зритель, ни режиссер не испытывают к ней осуждения. Феминизм здесь — больше, чем гуманизм.