В 1970 году в Швейцарии хоронили Ремарка — великого писателя, автора «Триумфальной арки», «Трех товарищей» и «Жизни взаймы». Вдова, красивая пожилая женщина, прятала заплаканное лицо под густой вуалью. Вдруг, как во сне, по кладбищенской аллее медленно подъехал черный автомобиль, из него вышел курьер и протянул вдове огромный букет роз и карточку.
Дама прочла визитку и нервно отбросила ее в кусты вместе в букетом. Какой-то репортер быстро поднял карточку и прочитал ее вслух: «Прощай, любимый. Марлен Дитрих»
Как они познакомились:
Марлен со своим бывшим любовником Джозефом Штернбергом сидела в ресторане отеля в Венеции. 1938 год. К их столику подошел незнакомец, красивый и прекрасно одетый, представился: Эрих Мария Ремарк. Марлен сказала, что ей казалось: живой классик должен быть старше.
Похвалила «На западном фронте без перемен». Ремарк сказал, что роман стоило написать только ради этого комплимента. Марлен достала сигарету. Ремарк чиркнул золотой зажигалкой. Вскоре они уже танцевали, а Штернберг ушел. Ремарк и Марлен Дитрих проговорили до утра, и к утру писатель был по уши в нее влюблен. А ей это понравилось — она давно хотела стать чьей-то музой.
Письма тете Лене
Но они оба были худшим выбором друг для друга.
Ремарк считал свой писательский успех и огромные гонорары случайностью. Ему казалось, что писатель он средний, а как человек сильно недотягивает до того образа, который все время себе рисовал: молчаливого супергероя, никогда не пьянеющего мачо, воина, который всегда остается на стороне добра.
Марлен относилась к Ремарку, как к любимой игрушке: она любила повторять его острые политические каламбуры, ей нравилось, как она получается с ним на газетных фотографиях; вообще, он был главным бриллиантом в ее голливудской свите.
Когда они ссорились, Ремарк писал «тете Лене» письма от имени маленького мальчика, умоляя ее вернуться.
Малышка с катка
Долгое время они жили в разных странах — он во Франции, она в Америке.
Но в разгар второй мировой в Европе стало опасно, и Марлен Дитрих позвала писателя к себе. Ремарк поселился в соседнем доме. Он закрывал глаза на бесчисленные измены актрисы, хотя ревность мешала ему работать, и настойчиво делал ей предложение. Марлен смеялась и все время отказывала.
Он продолжал писать ей письма, и они стали вершиной его писательского мастерства. В этих письмах появлялась новая Марлен, совсем не такая, какой знали ее все. Не холодная светская пустышка, окруженная нескончаемым хороводом поклонников, а невероятное, неземное, совершенное существо.
«Золотая моя, с узенькими висками и глазами цвета морской волны… Малышка с катка! Добытчица денег! Тепло ли ты одеваешься, выходя из дома? Опекает ли кто-нибудь тебя? Не снимай никогда своих теплых варежек, а не то отморозишь пальцы!
Продувай время от времени варежки своим дыханием! Мы еще сходим с тобой в самую большую кондитерскую, и я закажу тебе какао со взбитыми сливками и огромное блюдо с яблочным пирогом».
Грязная любовь
Несчастная любовь мучила писателя до конца его жизни.
То, как Ремарк бегал за голливудской красоткой, очень повредило его писательской репутации — в кругах эмигрантов-антифашистов предпочли бы видеть его озабоченным серьезными вещами, а не «глазами цвета морской волны». Но для него Марлен была единственным смыслом жизни.
«Я хочу быть с тобой рядом, и больше мне ничего не надо. Ты должна знать, что я есть. И не должна ничего бояться. Ты должна чувствовать, что я всегда буду с тобой».
Мы не знаем, что отвечала Марлен Дитрих на эти письма: они не сохранились, говорят, что их уничтожила жена писателя.
Но дочка актрисы говорит, что на письмах от Ремарка некоторые буквы расплылись от упавших на них слез. Гордая красавица, которую все считали бездушной, плакала, когда их читала…
«Милая, дарованная Богом, – когда целыми днями лежишь в постели, когда все давно перечитано, являются толпы воспоминаний и уставляются на тебя. Я думаю, нас подарили друг другу, и в самое подходящее время.
Мы до боли заждались друг друга.
У нас было слишком много прошлого и совершенно никакого будущего. Да мы и не хотели его. Надеялись на него, наверное, иногда, может быть – ночами, когда жизнь истаивает росой и уносит тебя по ту сторону реальности, к непознанным морям забытых сновидений» (Париж, 23.12.1937).