Михаил Жаров...Сын подкидыша, ставший "лучшим участковым" советского кино...

Михаил Иванович Жаров-это имя известно любому поколению советских кинозрителей. Он был самым народным артистом СССР. А это почетное звание Михаил Иванович получил ещё в 1949 году. А ещё он был самым обаятельным, добродушным и в тоже время справедливым участковым-"дядя Анискин". Который все рассудит по закону и справедливости.


А родился Михаил Иванович на рубеже веков-15 октября 1899 года в Москве. Родители не имели никакого отношения к театральной среде. Отец будущего актера своих родителей не знал, так как его подкинули в Николаевский приют, где он потом и воспитывался. Известно, что отец будущего актера получил фамилию от своей наставницы. Так он стал Иваном Жаровым. Семья образовалась большая, семеро по лавкам. Отец работал печатником в типографии Бахмана. Мама, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.

Жилось трудно. Со временем отец пристроил в типографию и подросшего сына Мишу. Мальчишку взяли наборщиком за 50 копеек рабочий день. Маловато. Однако для семьи была важна каждая копейка. Отца повысили в должности - он стал агентом по типографским заказам и финансовое положение в семье стало чуть лучше.

Однако мальчик мечтал о театре. Угловатый, худой, с растрепанной прической, он отправился поступать в театр «Опера С. И. Зимина». Правда, сначала не актером, а посыльным. Разносил письма, билеты, бегал в лавку. Затем играл роль статистов и в мелких эпизодах.

Однажды Жаров стоял за кулисами, слушая Шаляпина, певшего Мефистофеля. На сцене герой корчился в муках, пытаясь увернуться от крестного знамения. Хор наступал: «Изыди, сатана! Вот крест святой! Он спасет нас от зла». Мефистофель, пятясь, скрылся за кулисами. Пока зал неистовствовал, чья-то рука стащила Жарова с лестницы, на которой тот сидел. Это был разъяренный помощник режиссера: Ты что же это, черт окаянный, Федору Ивановичу рожи корчишь? И надрал уши Михаилу Жарову. Шаляпин узнав об этом оставил Жарову дарственное фото: «Мише Жарову, который — я верю — не строил мне рожи! Ф. Шаляпин».

Революцию 1917 года Михаил встретил с восторгом. Елизавета Жарова вспоминала: «Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: «Мама, я народная милиция №10!» Но утром бабушка не пустила его «делать революцию»: «Сиди дома, без тебя обойдутся!»

В 1918 году Михаил поступает в студию Ф. Комиссаржевского, а через год в Первый передвижной фронтовой театр и уезжает с группой актёров на Восточный фронт.

Михаил Жаров в роли Михаила Ивановича в фильме «Дон Диего и Пелагея». Режиссер Я. Протазанов. 1927 год,

В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Племянница актера Светлана Жарова вспоминала: «В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Мама актера попыталась отговорить сына от этого брака. Ведь ему на тот момент едва исполнилось 19 лет, а какая в этом возрасте могла быть семья? Однако Миша настоял на своем. В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером, работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная».

Евгений Жаров (слева): "конферансье" в тюремном хоре

"А сейчас хор бывших рецидивистов исполнит вам задумчивую песню "Вечерний звон". В группе "Бом-бом" участвует тот, у кого оканчивается срок заключения. Это наша традиция, и мы ее храним."
Михаил прожил с Диной восемь счастливых лет, потом снова влюбился. Когда решил подавать на развод, мама поставила ему ультиматум: Дина ей как дочь, поэтому она с сыном остаётся жить с ними. И запретила Михаилу приводить в дом новую избранницу. Правда, согласилась сама прийти познакомиться со второй женой сына.
Актёр понимал, что поступает не совсем правильно, однако противиться собственным чувствам просто не мог. Он без памяти влюбился в актрису Люсю Полянскую и намеревался прожить с ней долгую и счастливую жизнь. Однако влюблённых разделило горе.

Супруги страстно мечтали о детях, и вскоре у них родился первый сын. Когда малыш умер ещё в младенчестве, Михаил Жаров и его жена смогли пережить эту беду вместе. Но потом в столь же раннем возрасте умер и второй сын. И они развелись.

Театров Михаил Иванович сменил немало, осел только в Малом, в котором и остался до конца жизни. В 1930-е на Михаила Жарова обрушилась слава. После выхода на экраны фильма «Путевка в жизнь» актер стал нарасхват у советских режиссеров. Настоящий успех принесли картины «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», где актеру досталась роль конторщика Дымбы. Песенку его героя — «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить» — подхватила вся страна. Рассказывают, что Жаров очень не любил эту роль.

Рассказывают, что однажды на югах Жаров случайно повстречался с вождем. Сталин подошел к артисту, заулыбался и сказал: «Я вас знаю!» Жаров на это только насупился: «Меня все знают».

С Людмилой Целиковской актёр познакомился во время съёмок фильма «Воздушный извозчик» в 1943 году. И очень скоро совместная работа переросла в страстный роман. Жаров был старше на двадцать лет, но совершенно не видел в этом проблемы, тем более, что Целиковская, кажется, влюбилась в него с не меньшей страстью. И даже решилась развестись со своим вторым мужем писателем Борисом Войтеховым.

Однако, через пять лет брак распался.  Причиной развода стало новое увлечение артистки архитектором Каро Алабяном. Впрочем, она не раз позже говорила о том, что из всех её мужчин именно Жаров любил её больше всех.

Развод с Людмилой Целиковской Михаил Жаров переживал очень тяжело. На фоне сильнейшего стресса у актёра даже начались проблемы с сердцем, и театр выделил ему путёвку в подмосковный санаторий. Он мучился тем, что когда то оставил Дину, а потом с ним самим также поступила Целиковская.

Однажды он шёл по аллее и прямо перед собой увидел девушку. Её огромные серые глаза поразили актёра в самое сердце. Это была Майя, дочь знаменитых врачей Гинды и Элиазара Гельштейн. Она была на 30 лет младше Михаила Жарова, но какое значение имел возраст, когда она сама спустя всего несколько дней после знакомства написала в своём дневнике, что чувствует себя влюблённой в старого и некрасивого, но милого и замечательного актёра.

Михаил Жаров и Майя Гельштейн-Жарова с дочерьми Анной и Елизаветой
Осенью 1949 года Михаил Жаров пришёл в дом возлюбленной, попросил провести его к Элиазару Гельштейну и, встав на колени, попросил у него руки Майи, заверив, будто они любят друг друга. Ошеломлённый отец даже не нашелся, что ответить на столь дерзкое заявление. Родители спросили дочь. Та заверила родителей: она действительно любит Жарова и не представляет своей жизни без него. Естественно, отец и мать попытались отговорить дочь от брака, но она была непреклонна. Свадьба была скромной, а позже родители Майи убедились в порядочности зятя.
Михаил Жаров с женой и дочерьми.

Майя и Михаил Жаровы прожили вместе больше 30 лет. Супруга умела успокоить актёра, отличавшегося вспыльчивым и неспокойным характером, трогательно заботилась о нём, никогда не давала повода усомниться в своей любви, была его музой и ангелом-хранителем.
Когда в 1981 году Михаила Жарова не стало, она очень тяжело переживала его уход, у неё даже отказали ноги. Она пережила мужа на 16 лет и не было дня, чтобы она не вспоминала человека, которого любила всю жизнь.

Последней ролью Михаила Жарова стал знаменитый сельский участковый Анискин.