Михаил Иванович Жаров-это имя известно любому поколению советских кинозрителей. Он был самым народным артистом СССР. А это почетное звание Михаил Иванович получил ещё в 1949 году. А ещё он был самым обаятельным, добродушным и в тоже время справедливым участковым-"дядя Анискин". Который все рассудит по закону и справедливости.
А родился Михаил Иванович на рубеже веков-15 октября 1899 года в Москве. Родители не имели никакого отношения к театральной среде. Отец будущего актера своих родителей не знал, так как его подкинули в Николаевский приют, где он потом и воспитывался. Известно, что отец будущего актера получил фамилию от своей наставницы. Так он стал Иваном Жаровым. Семья образовалась большая, семеро по лавкам. Отец работал печатником в типографии Бахмана. Мама, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.
Жилось трудно. Со временем отец пристроил в типографию и подросшего сына Мишу. Мальчишку взяли наборщиком за 50 копеек рабочий день. Маловато. Однако для семьи была важна каждая копейка. Отца повысили в должности - он стал агентом по типографским заказам и финансовое положение в семье стало чуть лучше.
Однако мальчик мечтал о театре. Угловатый, худой, с растрепанной прической, он отправился поступать в театр «Опера С. И. Зимина». Правда, сначала не актером, а посыльным. Разносил письма, билеты, бегал в лавку. Затем играл роль статистов и в мелких эпизодах.
Однажды Жаров стоял за кулисами, слушая Шаляпина, певшего Мефистофеля. На сцене герой корчился в муках, пытаясь увернуться от крестного знамения. Хор наступал: «Изыди, сатана! Вот крест святой! Он спасет нас от зла». Мефистофель, пятясь, скрылся за кулисами. Пока зал неистовствовал, чья-то рука стащила Жарова с лестницы, на которой тот сидел. Это был разъяренный помощник режиссера: Ты что же это, черт окаянный, Федору Ивановичу рожи корчишь? И надрал уши Михаилу Жарову. Шаляпин узнав об этом оставил Жарову дарственное фото: «Мише Жарову, который — я верю — не строил мне рожи! Ф. Шаляпин».
Революцию 1917 года Михаил встретил с восторгом. Елизавета Жарова вспоминала: «Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: «Мама, я народная милиция №10!» Но утром бабушка не пустила его «делать революцию»: «Сиди дома, без тебя обойдутся!»
В 1918 году Михаил поступает в студию Ф. Комиссаржевского, а через год в Первый передвижной фронтовой театр и уезжает с группой актёров на Восточный фронт.
Михаил Жаров в роли Михаила Ивановича в фильме «Дон Диего и Пелагея». Режиссер Я. Протазанов. 1927 год,
В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Племянница актера Светлана Жарова вспоминала: «В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Мама актера попыталась отговорить сына от этого брака. Ведь ему на тот момент едва исполнилось 19 лет, а какая в этом возрасте могла быть семья? Однако Миша настоял на своем. В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером, работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная».
Евгений Жаров (слева): "конферансье" в тюремном хоре
Театров Михаил Иванович сменил немало, осел только в Малом, в котором и остался до конца жизни. В 1930-е на Михаила Жарова обрушилась слава. После выхода на экраны фильма «Путевка в жизнь» актер стал нарасхват у советских режиссеров. Настоящий успех принесли картины «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», где актеру досталась роль конторщика Дымбы. Песенку его героя — «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить» — подхватила вся страна. Рассказывают, что Жаров очень не любил эту роль.
Рассказывают, что однажды на югах Жаров случайно повстречался с вождем. Сталин подошел к артисту, заулыбался и сказал: «Я вас знаю!» Жаров на это только насупился: «Меня все знают».
Однако, через пять лет брак распался. Причиной развода стало новое увлечение артистки архитектором Каро Алабяном. Впрочем, она не раз позже говорила о том, что из всех её мужчин именно Жаров любил её больше всех.
Однажды он шёл по аллее и прямо перед собой увидел девушку. Её огромные серые глаза поразили актёра в самое сердце. Это была Майя, дочь знаменитых врачей Гинды и Элиазара Гельштейн. Она была на 30 лет младше Михаила Жарова, но какое значение имел возраст, когда она сама спустя всего несколько дней после знакомства написала в своём дневнике, что чувствует себя влюблённой в старого и некрасивого, но милого и замечательного актёра.
Последней ролью Михаила Жарова стал знаменитый сельский участковый Анискин.