Повесть о настоящем маразме



Я уже давно взял себе за правило отсматривать все выходящие в России художественные фильмы на авиационную тематику, хотя, удовольствие от этого, как правило, ниже среднего. Ну, не умеют у нас снимать такие фильмы, не знаю, почему, быть может, климат не тот. И недавнее военно-авиационное кино с лапидарным названием "Летчик", до которого я добрался вчера, к сожалению, не стало исключением.

Этот фильм, снятый президентом российской гильдии кинопродюссеров Ренатом Давлетьяровым, представляет собой римейк фильма 1948 года "Повесть о настоящем человеке", посвященного героическому безногому пилоту Алексее Маресьеву. Однако режиссер, он же автор сценария, зачем-то переименовал Маресьева в Комлева и пересадил его с истребителя на штурмовик. Собственно, на этом рецензию можно было бы закончить, если бы не фантастическое количество ляпов и откровенной, бьющей в глаза лажи, из которой состоит практически всё произведение.

Начинается оно с того, что Маресьев-Комлев в декабре 1941 года, во время битвы за Москву (о чем зрителю сообщают в субтитрах), летит бомбить немецкую бронеколонну на двухместном Ил-2, который в реале появился на фронте только в ноябре 1942 года, под Сталинградом. Мало того, на стрелковой турели этого штурмовика торчит послевоенный пехотно-танковый пулемет ДШКМ, который никогда не применялся в авиации.

Комлев с напарником, разумеется, вдребезги разгромили колонну, но потом на них навалились "мессеры". Напарника сбивают, а самолет главного героя подбивают, пробив ему бензобак, о чем пилот сообщает стрелку по переговорному устройству. При этом крупным планом показано, что бензин хлещет из-под капота (откуда он там? Бензобаки на Ил-2 расположены в совсем другом месте) прямо на выхлопные патрубки работающего мотора и при этом не загорается! После такого лютого бреда у меня впервые возникло желание выключить, но я, сжав волю в кулак, продолжил просмотр. И мое терпение было вознаграждено множеством не менее фееричных зрелищ.


Негорючий советский бензин.

Самолет садится на брюхо, а немцы моментально отправляют для захвата экипажа отряд фельджандармов во главе с брутальным гауптманом, похожим на зомби. Этот отряд не берет с собой пулемет, зато берет миномет, поскольку всем известно, что сталинских соколов без миномета хрен захватишь.

Буквально за несколько минут жандармы добираются по глубокому снегу до места вынужденной посадки, но бравый стрелок Шота, олицетворяющий дружбу народов, косит их из ДШКМ. В ответ немцы устанавливают миномет и открывают беглый огонь какими-то красными (?) минами. Комлева тяжело контузит и ранит осколками в ноги, он теряет сознание, а Шота, взвалив его на плечи, по колено в снегу кандыбает к лесу. Немцы почему-то его не преследуют.


Страшная красная мина.

Протопав через лес, Шота упирается в широкую реку. Решив пожертвовать собой, но спасти командира, он кладет Комлева на примерзшую к берегу льдину, откалывает ее и пускает в свободное плавание. В этот момент между деревьями, наконец, показываются немцы. Шота отстреливается из пистолета, но геройски погибает.

А льдина тем временем, вопреки всем законам физики и гидродинамики, плывет не по течению, нет! Она как паром плывет поперек реки и вскоре причаливает к противоположному берегу. Тут наш герой очухивается и пытается выбраться на берег, но сваливается в ледяную воду. Тем временем немцы осыпают его пулями, но, конечно же, не попадают.

Выбравшись из воды, Комлев, показав фрицам фак, в промокшем комбинезоне и унтах ковыляет по морозу в туманную даль, а жандармы отправляются искать переправу. Впрочем, в следующей сцене комбинезон на нем уже сухой. Вы еще не устали от этого абсурда? Тогда продолжим.

Злобных фельджандармов господину Давлетьярову показалось мало и на следующий день блуждания по оккупированному Подмосковью Комлева атакует еще и стая голодных волков. Пересекая очередное заснеженное поле, он видит как она несется к нему во весь опор. Летчик (на раненых ногах!) начинает от нее убегать. Бежит, бежит, бежит, бежит, а волки позорные за ним бегут, бегут, бегут, бегут, но догнать не могут! Эта исполненная драматизма сцена длится несколько минут.

И пофигу, что волк развивает на бегу скорость до 60 км/ч, а норматив мастера спорта международного класса по бегу на короткие дистанции составляет 31 км/ч. Убежать от волков человек, даже здоровый спортсмен, в принципе не способен, однако, к советскому супермену Комлеву это не относится. Он пробегает через поле, углубляется в лес, вероятно, надеясь в нем спрятаться, но спотыкается, падает, и только тут стая его настигает.

Но Комлев не сдается: он вытаскивает ТТ и направляет его на хищников. Однако стрелять не пришлось, потому что волки вдруг остановились в нескольких метрах, некоторое время рычали и скалили зубы, а потом убежали! Впрочем, ничего удивительного, это же наши волки, которые прекрасно разбираются в стрелковом оружии, а потому понимают, что с ТТ лучше не шутить. Непонятно только, зачем Комлеву понадобилось устраивать марафон и почему он раньше не достал пистолет.

В дальнейшем несгибаемого пилота ждало еще множество удивительных приключений, включая повторные нападения волков и фельджандармов, которые мне лень пересказывать, пока он не оказался в советском госпитале, где ему, в соответствии с сюжетным каноном, ампутировали ноги. Но он, опять же, в соответствии с классическим сюжетом, проявил легендарную волю и научился сперва танцевать, а потом и летать на протезах.

Действие перемежается флешбеками с любовной линией, сексом и сиськами, ну, куда ж нынче без них? Герой вспоминает, как он познакомился со своей пассией, защитив ее от грабителей в подворотне, потом - снабдив продуктами из своего пайка, а потом - оказавшись в ее постели. Ничего не напоминает? Ну, да, это же "Офицеры", но там у авторов хватило ума не опошлять романтическое повествование постельной сценой.


Вашу маму и там, и тут показывают!

В финальном эпизоде Комлев вновь летит на боевое задание с приказом разбомбить мост. И вновь его атакует "мессер", причем - с тем самым пилотом, который сбил его в начале фильма (ах, какое многознчительное совпадение!). Но тут наш летчик отомстил, причем - совершенно фантасмагорическим способом. На подлете к мосту фошыст повис у него на хвосте, а стрелок Ила заявил, что пулемет заклинило. В общем, хана, но не тут-то было.

Сперва немец почему-то очень долго не мог взять в прицел летящий по прямой "цементбомбер", а буквально в нескольких десятках метрах от моста наш орел применил вундерваффе - какую-то здоровенную елду, висящую у него под крылом, которая мгновенно выпустила густую тучу дыма. Ослепленный фриц врезался в ферму моста, от чего произошел аццкий взрыв, а здоровенный мост из толстых стальных балок рассыпался как карточный домик, словно его таранил камикадзе с 250-килограммовой бомбой.


Бомбануло!

Понятное дело, что в "мессершмитте" взрываться нечему, кроме бензобака, а взрыв бензина не может дать такого эффекта, зато как зрелищно! А самое феноменальное состояло в том, что когда мост уже взорвался и обрушился, нам вдруг показали, что включивший "дымовуху" Ил-2, за которым гнался "мессер", до него еще не долетел!!

Выходит, чародей Комлев умел не только бегать как сайгак и завораживать волков, но еще и "тормозить" время. Тут мне стал понятен и фокус с волками: Комлев волшебным образом замедлил скорость их бега, поэтому они не могли его догнать. А брякнувшись в лесу, он сбил заклинание и только поэтому звери его настигли. Никаких других логичных объяснений происходящему на экране (кроме того, что автор - "чудак") мне в голову не приходит.


Мост взорвался и рухнул, а Ил-2, из которого продолжает валить дым, завис еще перед ним.

Короче, фильм - полная хрень, которая совершенно закономерно провалилась, собрав в прокате лишь 58 миллионов рублей при 320-миллионном бюджете. Не тратьте время, а лучше пересмотрите исходный вариант. Тоже не шедевр, конечно, но уж, во всяком случае, не такой лютый трэш.

На заставке: стрелок лихо целится в атакующего немца из незаряженного ДШКМ.