«Любовь – основа всего сущего»: рецензия на новую «Матрицу»

«Любовь – основа всего сущего»: рецензия на новую «Матрицу»


Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»

Любовь – основа всего сущего. Такое послание Лана Вачовски оставляет родителям после титров. И именно эта фраза подходит «воскрешению» Матрицы. В новом фильме артикулируются две темы: подлинности реальности и любви. Как помнят зрители, в предыдущих трех фильмах лейтмотивом была тема выбора, здесь же она сводится к тому, что возможность выбора на самом деле иллюзорна. Более того, людям необходима стабильность, а не дискуссии о свободе и необходимости.

Автор: Александра Зонина

С самого начала мы понимаем, что изначально заявленное продолжение истории Нео – на самом деле начало новой, которая так или иначе отсылает нас к воспоминаниям о яркой трилогии, будто дежа-вю (слово, которое будет неоднократно появляться в новом фильме, словно напоминание, постоянно присутствующее где-то рядом в виде кошки Аналитика).

Четвертая Матрица наполнена новыми персонажами; многие из старых пропали, а те, кто остались, представляются в новом облике. Так, Смита вместо уже родного зрителю Хьюго Уивинга играет молодой Джонатан Грофф, который сам про себя говорит о том, что он – идеален. С этим невозможно спорить: смотрясь довольно привлекательно в кадре, он вместе с тем утрачивает для зрителя необходимое в этой роли отторжение к Смиту.

Вместо мрачного Лоренса Фишберна (Морфеус) появляется позитивный Яхья Абдул-Матин, чья энергичность выражается в постоянной смене им классических костюмов и предпочтении нейтральному черному оранжевого и синего цветов. Причём Морфеус в этом фильме имеет, по всей видимости, и телесную, и эфемерную структуры. Его цель в том, чтобы найти Нео. Он находит Андерсона (настоящее имя главного героя) и предлагает ему вновь сделать выбор.

Появляются два новых персонажа: Багз, которую играет Джессика Хенвик, и Аналитик, которого играет Нил Патрик Харрис. Про Багз мы знаем не очень много: Вачовски назвала её в честь Багз Банни (на руке у неё есть татуировка кролика), чтобы показать, что именно она является тем самым кроликом из «Алисы в стране чудес», который покажет, насколько глубока кроличья нора. Персонаж Нила Патрика Харриса, по всей видимости, занимает в новом фильме место Архитектора, который долгое время представлялся психотерапевтом Нео и буквально внушал ему, что Матрица – выдумка. В фильме Вачовски буквально показывает «двойное дно» Матрицы, заставляя зрителя постоянно путаться относительно того, в каком на самом деле измерении находятся герои: является ли это фантазией Нео, реальностью, Матрицей или компьютерной игрой. В реальном же мире Нео – всемирно известный гейм-дизайнер (разработавший как раз трилогию «Матрицы»), который страдает серьезными психическими расстройствами. Томас Андерсон принимает синие таблетки и пытается избавиться от навязчивых мыслей о Матрице. Здесь самое время задать вопрос: как Нео выжил после эпизода в третьей части?


Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»

В третьей части франшизы Тринити погибает на борту корабля, а Нео умирает, принеся себя в жертву Смиту. Все эти события происходят на втором уровне Матрицы, поэтому, предположительно, смерть они действительно могли пережить. В новой части упоминается, что Аналитик должен был сбросить настройки Матрицы, но не сделал этого, потому что таким образом умерла бы Тринити. Поэтому скорее всего мир, в котором существуют герои является старой версией Матрицы, а жизни героям сохранил загадочный Аналитик.

Также мы узнаём, что Нео каким-то образом смог оставить открытой модальность, и машины на протяжении шестидесяти лет имели возможность модифицировать облик Нео. Более того, говорится, что сам Нео мог очень много раз менять свою внешность. В итоге окружающему миру он видится не как привычный постаревший Киану Ривз, но как лысый (таким впервые увидела его на крыше Багз) и седой (которого видят все остальные) мужчины. Ему стерли память о Матрице и о событиях в ней. При этом Тринити будто бы всегда знала о том, что с ней произошло (что прослеживается через их разговор в мастерской).

У Матрицы на самом деле есть способность разрушать всё, что угодно, «похоронив» это в игре, создателями которой являются Нео и Смит. Здесь же нам будто бы подсказывают, что мир на самом деле погиб и его пришлось создавать вновь. То есть, с одной стороны, в фильме говорится о том, что важен мир лишь тот, что мы придумываем, но, с другой же, он мешает вернуться в реальность, где на самом деле живёт любовь Тринити и Нео.
Возвращаясь к центральной теме любви, в новой части мы также видим, что на самом деле Нео и Тринити могут существовать только вместе, поэтому особую роль здесь играют чувства, на которых неоднократно делается акцент. Сам Аналитик не раз говорит, что чувствами управлять намного проще, нежели фактами. Здесь выявляется большая странность всего фильма: тогда зачем нужно было сохранять жизнь обоим главным героям, если таким образом они могут уничтожить и Смита, и Аналитика?

Становится также неясной фигура Смита. Если в предыдущих фильмах говорилось, что Смит – антипод Нео, то теперь периодически «всплывает» информация о том, что Смит и Нео – одно. Это возможно подтвердить тем, что в итоге Смит не убивает Нео, но оставляет его в живых и, меняя свой облик, уходит. Получается, после того, как Нео пожертвовал собой, каким-то метафизическим образом они переняли сущностные особенности друг друга.

Интригу фильма удалось сохранить во многом из-за того, что, по всей видимости, будет ещё одна часть, но «Матрица: Воскрешение» уже не имеет своей уникальности, по сравнению с предыдущими сериями франшизы. Остается только выразить искреннюю благодарность Лане Вачовски за оригинальный юмор, гениальные музыкальное сопровождение и визуальные эффекты.