Один не дома: рецензия на новый сериал Marvel «Соколиный глаз»

Один не дома: рецензия на новый сериал Marvel «Соколиный глаз»


Кадр из сериала «Соколиный глаз»

Все четыре шоу Marvel, вышедшие в этом году, были посвящены потере: возлюбленных, кумиров, прошлого и друзей. И все они укладывались в схему пяти стадий принятия, пока, правда, без пятой – смирения. Ванда отрицала, Сокол и Зимний злились, Локи торговался, а теперь Соколиный Глаз депрессивно закатывает глаза. О том, почему сольник этого мрачноватого лучника – рождественская комедия и при чем здесь феномен исторической памяти – в нашей рецензии.

Иван Киляков
Спустя какое-то время после событий «Мстителей: Финал» все в мире идет своим чередом, поэтому декабрь – прежде всего месяц подготовки к Рождеству. Готовится к нему и семья экс-Мстителя Клинта Бартона (Джереми Реннер), который с тремя детьми поехал в Нью-Йорк: посмотреть мюзикл про битву за из первых «Мстителей», сходить на шоппинг и полюбоваться гигантской рождественской елью. Всем этим без преувеличения прекрасным планам сбыться не суждено – на его пути встает одновременно русская мафия, черная вдова, призраки прошлого, а также умная и решительная дочь богатых родителей Кейт Бишоп (Хэйли Стейнфилд).

Она, несмотря на название сериала, и есть на самом деле его главная героиня – во время битвы за Нью-Йорк ее отец был убит взрывом, но она была спасена Соколиным Глазом. Тогда 7-летняя Кейт попросила маму купить лук и стала учиться стрелять, а Бартон стал для нее не просто спасителем, но и кумиром. Поэтому когда 15 лет спустя постаревший Бартон появился на пороге 22-летней Кейт, она была в восторге, но виду не подала (подала, конечно).

Дело в том, что Кейт перешла дорогу очень опасным людям, выкрав на тайном аукционе костюм Ронина (его носил Бартон, когда истреблял мафиози в странный период своей жизни), оказавшись там не из-за недостатка в гардеробе, а исключительно из недоверия к усатому отчиму (Тони Далтон) – то ли просто дураку, то ли дураку, связанному с криминалитетом. В результате же, мафия принимает девушку за Ронина и хочет отомстить ему за все убийства. Втянутый в эту заварушку Клинт Бартон хочет сохранить репутацию и анонимность, Кейт хочет побыть рядом с героем детства (отрочества и юности), а глава банды Мария – отомстить Клинту-Ронину за убийство ее отца. В четвертой серии к и без того перенаселенному сериалу подключается Елена Белова, сестра Наташи Романофф, которую сыграла Флоренс Пью. В сущности, ради русского акцента последней это всё и стоит смотреть.


Кадр из сериала «Соколиный глаз»

Удивительно, но при всех описанных сюжетных перипетиях сериал – прежде всего рождественская комедия. У этого жанра вообще есть некая тяга к экшену («Крепкий орешек» тоже ведь кино новогоднее), а в «Соколином глазе» она просто находит свое полное выражение. Втянутые в противостояние с мафией и организациями похуже, Клинт и Кейт мотаются по Нью-Йорку то в поисках стрел, то в поисках подарков, надеясь на чудо и готовясь к беде. Несколько навязчивая девушка набивается в партнеры лучнику, а тот не знает, как отказаться. Конечно, такое новогоднее приключение сближает героев – главное в сериале не стрелы с примочками, хотя они и очень забавные, и не эффектные драки, а чудо человеческого общения.

Кейт и Клинт, люди разных миров и разных поколений, находят общий язык, а за их отношениями в рамках этого забавного бадди-муви действительно интересно наблюдать, что редкость для Marvel. Возможно, секрет в том, что оба героя – простые люди. Кейт много и упорно тренировалась, как во владении луком, так и в остроумии, но она не супергерой в привычном смысле слова. Ее можно ранить и можно убить, она теряется в названиях секретных организаций (которыми этот киномир полон), а наибольшую симпатию вызывает не навыками стрельбы, а человечностью. Она не бросает Бартона одного на рождество и мило спорит с матерью и отчимом – не будь за спиной колчана, а на заставке логотипа Marvel, могло бы показаться, что перед нами история о том, как мечты под Рождество сбываются, но не всегда так, как этого ожидаешь.

Та же человечность присутствует и в Клинте Бартоне. Он вообще ближе не столько к супергероям, сколько к Джеймсу Бонду. Только не к человеку-шаблону Коннери и Мура, а к шпиону упаднической традиции Далтона и Крейга, чьи Бонды вечно хотят уйти, но обречены остаться. В своем сольнике Соколиный Глаз и вовсе становится их американским двойником: те же проблемы, та же усталость в глазах. Сюжет сериала строится на том, что он уходит в отставку, но возвращается: зовет то долг, то обстоятельства. Но уйти нужно – Бартон понимает, что и мир уже не тот, каким был десять лет назад, и сам он уже не орел. Скорее просто артефакт эпохи.

Ход истории настолько ускорился, что спустя пятнадцать лет события первых «Мстителей» для героев и людей смотрятся как что-то из прошлого века. Бартон помнит, что Человека-муравья тогда еще не было, но в мюзикл по мотивам битвы за Нью-Йорк его уже включили – потому что персонаж хороший, популярный. Соколиный Глаз, конечно, совсем не такой: киллер с лицом российского чиновника (только ленивый не отметил поразительное сходство артиста Реннера с Яном Цапником из «Последнего министра»), он обречен быть всегда несколько позади основного состава. Теперь же, оказавшись в центре повествования, Соколиный Глаз неожиданно предстает не еще одним скучным Мстителем, а человеком – отчаявшимся, опустившим руки и вынувшим слуховой аппарат из уха, чья личность распадается под грузом совершенных ошибок.


Кадр из сериала «Соколиный глаз»

Он действительно близок к Бонду Тимоти Далтона (страшно недооцененному), чей лучший выстрел тоже – тот, который не был сделан. Эта бартоновская усталость имеет свои причины: не просто меланхолию перед уходом на покой, но осознание того, что если посмотреть вперед, то будет видна толпа убийц, если назад – гора трупов. Друзей, врагов и мимо проходивших – жертв Бартона хватит на маленькое кладбище, хотя он и герой, Мститель, спаситель. С непривычной, хотя и разбавленной веселыми погонями серьезностью сериал заглядывает несколько за эти красивые слова, только чтобы увидеть, что реки крови не текут вспять.

«Соколиный глаз» в определенном смысле посвящен рефлексии о прожитой жизни, которую, естественно, не вернуть, и об ошибках, за которые придется ответить. И несмотря на весь рождественский антураж и обильные гэги, «Соколиный глаз» – это преимущественно помин за упокой души человека, которому не повезло пережить не только друзей (почти весь первый состав Мстителей), но и эпоху. Но это вовсе не мешает сериалу быть очень неплохим comfort video, в котором стареющий лучник обучает преемницу, мафиози как всегда проигрывают, а Флоренс Пью рассуждает о вкусовых достоинствах оленины – и ничего, что всё это с постоянно грустными лицами: «Эта замечательная жизнь» тоже ведь, в сущности, фильм невеселый.