Помните строчку: «Нам не выжить без смеха, прям как без русского мата»? Это, по большому счёту, базисный тезис, на котором строится чёрный юмор. Здесь нет никаких рамок и принципов приличия: смеяться можно над гендером, расой, национальностью и, конечно, над смертью. Кто-то сочтёт такой юмор неприемлемым или даже оскорбительным, ну а тем, кто не прочь продлить жизнь смехом, мы предлагаем взглянуть на подборку лучших чёрных комедий.
«Уикенд у Берни»
Культовая комедия в духе 80-х о том, как офисный планктон выходит на новый уровень отношений со смертью.
Простоватые герои Ларри и Рич уличают своего босса Берни в мошенничестве, сами того не осознавая. Берни крайне этим недоволен, потому решает «заказать» своих чересчур любопытных сотрудников. А чтобы осуществить свой коварный замысел, он приглашает героев к себе на виллу. Казалось бы, план надёжный, как швейцарские часы, но мошенник не учёл, что сам находится под прицелом у мафии. И теперь героям приходится целый уикенд выдавать труп вороватого начальника за живого человека.
Чёрный юмор, атмосфера Америки конца XX века и фантасмагорический сюжет: несмотря на мрачные обстоятельства, комедия Теда Котчеффа получилась смешной и сумбурной.
«Смерть ей к лицу»
Классическая история: две женщины, один мужчина, обветшалая красота и… смерть. Ну, а ещё превосходная игра Мэрил Стрип, Голди Хоун, Брюса Уилиса и других.
Кинозвезда отбивает у подруги усатого и неказистого (зато богатого!) кавалера. Только на этом их борьба не заканчивается: с годами приходится всё больше сил вкладывать в собственную внешность, чтобы доказать превосходство и заслужить любовь. Кто-то прибегает к пластической хирургии, кто-то —к магии, но вот расплачиваться за свои поверхностные желания придётся всем.
Юмор с эротическим подтекстом, подшучивание над женскими проблемами и погоней за молодостью — и всё это с вайбом 90-х блестящих годов. Картина Роберта Земекиса абсолютно не зря получила в своё время «Оскар» за лучшие визуальные эффекты: фильму в этом году уже 30 лет, но он всё ещё смотрится свежо и эффектно.
«8 голов в одной сумке»
Режиссёр Том Шульман сделал из криминальной комедии приключенческий детектив, в котором смерть — это не что иное, как повод для шуток.
Убийца-недотёпа теряет в аэропорту сумку с головами: её случайно увозит влюблённая пара. Теперь наёмнику нужно вернуть её, чтобы доказать заказчику, что работа выполнена идеально.
Конечно, путантца с багажом уже кажется избаловангому зрителю избитым приёмом, но фильм всё ещё может удивить неожиданными поворотами и сюжетными ходами. В фильме нет резни и откровенного насилия. «8 голов в одной сумке» — комедия положений. Даже по-своему добрая и очаровательная.
«Изображая жертву»
Режиссёр Кирилл Серебренников в декорациях российских нулевых обыгрывает мотив смерти в каждой детали.
Сюжет повествует о молодом инфантильном, но при этом циничном «актёре», который изображает только жертв. Оттого в жизни его мало что радует. Угрюмый и потерянный он будто олицетворяет миллениалов, до которых в 90-е никому не было дело —и они так и остались детьми наедине со взрослой жизнью.
Если бы не гомерически смешные диалоги, фильм мог оказаться типичным представителем грустного российского арт-хауса, но за счёт чёрного юмора, комедию разобрали на афоризмы и пересматривают до сих пор: актуальности «Изображая жертву» не теряет.
«Смерть на похоронах»
Английский юмор хорошо известен своей тонкостью и остротой. Поэтому британские чёрные комедии заслуживают особого внимания.
Отец Дэниела умирает, и все родственники съезжаются на похороны. Только вот обычная траурная церемония вдруг превращается в самый настоящий цирк…
Полтора часа фильма очень плотно наполнены поразительной черноты шутками о самом страшном — о смерти. Каждая деталь в фильме имеет значение, поэтому из простого зрителя можно легко превратиться в детектива. Режиссёр Фрэнк Оз высмеивает морализаторство и удачно обыгрывает популярные гэги. Похороны в фильме не вызывают скорби, они играют роль непривычной и удивительно смешной декорации.
«Убойные каникулы»
Комедийный ужастик, который разносит в пух и прах штампы обоих жанров.
Два простака всего-навсего покупают себе дачу в глуши, но своим подозрительным внешним видом пугают группу подростков.
Кровавое месиво в «Убойных каникулах» получилось настолько абсурдным, что не пугает даже самых чувствительных зрителей. А ещё на фоне абсурдной жестокости отчётливее прослеживается любовная линия. В целом, у режиссёра Илайя Крейга получилась крайне смешная история о том, как всем нам не хватает порой любви. Даже на фоне мясорубки и убийств.
«Счастливого дня смерти»
Комедия с элементами детектива, триллера и ужастика: забавный микс и новая интерпретация не стареющей классики. Будто бы «День сурка» и «Крик» в одном флаконе.
Джессика Рот в роли стервозной студентки снова и снова возвращается к моменту, в котором её убивают. И этот дурной сон длится до тех пор, пока она не решается раскрыть преступление до очередного убийства.
Предсказуемость приёма временной петли отлично контрастирует с историей таинственного убийцы, а детективная составляющая бросает тень на каждого из героев. Отличная разминка для дедукции. Сюжет же чем-то напоминает компьютерную игру с бесконечным запасом жизней.