Находки Госфильмофонда, большие и маленькие

e7f8681e3a3f48af3c2df44d134699af.webp

Специалисты Госфильмофонда пытаются опознать актёров, принимавших участие в съёмках, по визуальному стилю определить год и страну, где был поставлен фильм. Всё это — зацепки, через которые можно выяснить название картины и её создателей.

Один из примеров такого «расследования» — работа с картиной, которая хранилась в фонде под условным названием «экспериментальный фильм». Никакой другой информации ни на картотечной карточке, ни на коробке, в которой лежала киноплёнка длиной 17 метров (при переводе на хронометраж это 40 секунд), не было.

«Когда мы посмотрели плёнку на монтажном столе, то увидели фрагмент мультипликационного фильма, в котором квадраты различных размеров и цветов, наложенные друг на друга, двигались под музыку из увертюры к «Виндзорским проказницам» Николаи, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — Не было ни титров, ни пометок на киноплёнке — откуда этот фрагмент сказать с ходу было невозможно. Единственное, что было доподлинно известно, что перед нами горючая нитроплёнка, на что указывала маркировка фабрики-производителя Kodak, отличный индикатор, который помогает определить год печати позитивной пленки, и что это оригинальный позитив цветного довоенного фильма».

«Квадраты» Оскара Фишингера, 1934. «Квадраты» Оскара Фишингера, 1934. Источник: Госфильмофонд России

При внимательном изучении плёнки выяснилось, что дорожка с фонограммой окрашена в пурпурно-красный, а в местах царапин на эмульсии просвечивает голубой цвет. При этом само изображение в кадре очень насыщенно по цвету и передаёт богатый спектр оттенков. По этим техническим признакам стало понятно, что фильм сделан по трёхцветному процессу Гаспарколор. Этот метод, разработанный венгерским химиком Белой Гаспаром, использовался в основном для мультипликации и был в ходу до середины 1940-х.

«Визуальный стиль картины очень напоминал работы немецкого художника Оскара Фишингера, хотя такой ленты мы точно не видели в его фильмографии прежде, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — На основе всего того, что мы выяснили — временные рамки, цветовой процесс, гипотеза об авторе — историк кино и бывший сотрудник Госфильмофонда Пётр Багров отправился изучать доступные источники. И довольно быстро наткнулся в расширенных фильмографиях Фишингера на информацию о незавершённом и запрещённом Третьим рейхом фильме «Квадраты» 1934 года. Правда, в архиве Фишингера сохранился не озвученный и сильно пострадавший от времени отрывок, а идентифицированный нами фрагмент прекрасно сохранился».

Ещё одно архивное расследование развернулось совсем недавно — необходимо было выяснить, откуда в Госфильмофонд поступила оригинальная нитратная копия фильма Луи Фейада «Юдифь» 1909 года. На картотечной карточке фильма стояла карандашная отметка «колл. тов. Осипова». Возникла гипотеза, что имеется в виду один из ранних дореволюционных прокатчиков Сергей Иванович Осипов, участник крупной прокатной конторы дореволюционной России «П. Тиман, Ф. Рейнгард и С. Осипов». Но никаких доказательств этому не было.

«Юдифь» Луи Фейады, 1909. «Юдифь» Луи Фейады, 1909. Источник: Госфильмофонд России

«Наша коллега, историк кино Тамара Шведюк решила отталкиваться от почерка человека, сделавшего запись «колл. тов. Осипова» в картотечной карточке. Возможно, дало знать о себе первое — юридическое — образование Тамары и практики почерковедческих экспертиз, — рассказывают специалисты Госфильмофонда. — Но и это поначалу не принесло результатов. Тем не менее почерк идентифицировать удалось. В бумажном архиве с материалами фильма к «Пиковой Даме» Якова Протазанова сохранились документы с пометками на полях, сделанные той же рукой, что и запись на карточке. Оказалось, эти надписи сделала Вера Дмитриевна Ханжонкова, жена другого известного дореволюционного прокатчика Александра Ханжонкова».

В 1950—1960-е годы Вера Дмитриевна работала в Госфильмофонде, помогала восстанавливать «Пиковую Даму» и другие дореволюционные фильмы, поэтому её записи сохранились в фонде. В том числе переписка с неким Н. С. Осипова, который хотел передать киноплёнки своего отца в Госфильмофонд. Инициалы отца, указанные в письме, совпадали с инициалами дореволюционного прокатчика, годы писем с годом принятия материалов в фонд. «Юдифь» была не единственным фильмом, который они передали в Госфильмофонд, поэтому в фонде можно даже выделить отдельную «коллекцию Осипова».

Совершить архивную находку — эффектное событие в профессиональной жизни киноархивиста, но не частое. Большие находки — это редкие звери, которых не всегда можно поймать, даже если ловить специально. Находку всемирного значения больше десяти лет назад сделали в небольшом аргентинском музее кино в Буэнос-Айресе — там сохранилась единственная полная версия «Метрополиса» Фрица Ланга. «Квадраты», «Юдифь» и другие находки Госфильмофонда — менее крупные, но бесспорно значимые.

С большей вероятностью совершить архивную находку в Госфильмофонде можно при работе с коллекциями ранних фильмов — американские, французские, итальянские, немецкие немые ленты и русское дореволюционное кино. Фильмов и источников от этой эпохи сохранилось очень мало. В начале 20-го века никому и в голову не приходило сохранять исходные материалы (негативы), идея архива была реализована только в середине 1930-х годов. Из-за недостаточности информации некоторые фильмы и фрагменты в этих коллекциях до сих пор остаются неопознанными, они ждут своих исследователей и новых источников.

С советским кино второй половины 20-го века ситуация несколько проще. После создания Госфильмофонда все киностудии союзных республик должны были сдавать туда исходный материал (негатив, промпозитив, позитив), они же передали на хранение всё, что уцелело в фондах студий. Поэтому в архиве сохранились даже невыпущенные в прокат, не прошедшие цензуру картины. А также материалы к этим фильмам — монтажные листы, литературные и режиссёрские сценарии, цензурные документы. А вот российское кино начала 1990-х представлено в коллекции не в полном объёме — с распадом Советского Союза правило сдачи исходного материала перестало работать, и многие фильмы этого периода канули в лету.

Зарубежная коллекция Госфильмофонда была сформирована на базе «трофейных» плёнок — кинолент из фондов немецкого государственного киноархива («Райхсфильмархив»), которые были вывезены из Германии после Второй мировой войны. Причём, это фильмы не только немецкого производства, но также американского, французского, английского — всё, что было в прокате на территории нацистской Германии и оккупированных территорий.

Второй источник, благодаря которому пополнилась коллекция зарубежных фильмов, — обмен с киноархивами и киномузеями, участниками Международной федерации киноархивов FIAF. Так в Госфильмофонде оказались ленты, которые никогда не выходили в советский прокат, но были доступны для киноведов и режиссёров, приезжавших в архив.

Весь фонд зарубежных фильмов структурирован внутри архива по типам (звуковое, немое, цветное кино) и по национальным кинематографиям. Например, есть коллекция фильмов скандинавских стран. Здесь и классика Ингмара Бергмана и Бу Видерберга, и прокатные советские копии комедий и приключенческих картин — детективы, исторические фильмы, сказки («Ходжа из Пьорта», 1985; «Красная мантия», 1967), несколько картин из серии о банде Ольсена). Однако большую её часть составляют фильмы, известные только в самой Скандинавии, которые можно найти в архивах Дании, Швеции и Норвегии. Впрочем, попадаются там и фильмы, которых нет даже в этих архивах — как правило, они поступали в Госфильмофонд не из Швеции или Дании, а через страны Восточной Европы (Польшу, Чехословакию).

В отдельную коллекцию собраны цветные зарубежные фильмы на нитроплёнке, той, на которую снимались самые первые фильмы в конце 19 — первой половине 20 века. (Нитроплёнка довольно опасна в силу своей воспламеняемости, поэтому практически все материалы в конце 1960-х были скопированы на безопасную триацетатную плёнку, а нитраты смыты. Историческую ценность нитроплёнки как уникального носителя осознали лишь несколько десятилетий назад, и сейчас то немногое, что уцелело, хранится в Госфильмофонде.)

Среди недавно выявленных в этом собрании архивных радостей можно назвать мультфильмы 1930-х годов режиссёра-аниматора Оскара Фишингера — «Квадраты», «Розовая стража на параде», «Мелука идёт вперёд!». Фишингер придумывал спецэффекты для фантастического фильма Фрица Ланга «Женщина на Луне» 1929 года и принял участие в создании «Фантазии» Уолта Диснея (правда, его видение оказалось слишком абстрактным для главы студии и не попало в финальную версию мультфильма). Или живописные документальные фильмы «Цвет в глине» и «Сталь», снятые оператором Джеком Кардиффом, — именно он подарил визуальный стиль картинам Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера «Вопрос жизни и смерти», «Чёрный Нарцисс» и «Красные башмачки». Или ранние диснеевские мультфильмы «Глупые симфонии» со знаменитыми танцующими цветами и деревьями.

«Розовая стража на параде» Оскара Фишингера, 1934. «Розовая стража на параде» Оскара Фишингера, 1934. Источник: Госфильмофонд России

Раньше архивные редкости можно было увидеть только в стенах Госфильмофонда или на фестивале архивного кино «Белые столбы» в Подмосковье, где расположен Госфильмофонд. В прошлом году у фестиваля «Белые столбы» появился столичный преемник, Московский международный фестиваль архивных фильмов. Архивные редкости, находки и реставрации стали доступны не только киноведам и историкам, но широкому кругу зрителей. Теперь перед каждым сеансом в кинотеатре «Иллюзион» можно увидеть уникальные архивные «вещицы» из коллекции Госфильмофонда.