Том Холланд – больше, чем просто герой

Молодая звезда Голливуда Том Холланд – любимчик молодежи и гиков. Актер известен всему миру в образе дружелюбного соседа Человека-паука благодаря киновселенной Марвел. И несмотря на то, что роли Холланда в его самых известных фильмах вышли однотипные, актер не лишен таланта – это доказывают другие, малозаметные картины с его участием.


Текст: Елена Дармина

Карьера двадцатипятилетнего актера началась десять лет назад с фильма «Невозможное» – кино про цунами, которое в 2004 году обрушилось на берега Индонезии, Таиланда и других стран в Индийском океане. Картина основана на реальных событиях и показывает, как многодетная семья справлялась с этой трагедией. Холланд играет роль старшего сына Лукаса – подростка, который в момент опасности смог взять ответственность за себя и свою мать. Несмотря на ужасы, которые ему пришлось пережить, он находит в себе силы, чтобы помогать другим, заботиться о пострадавших людях, проявлять доброту и участие. И именно такие роли можно увидеть в фильмографии Холланда впоследствии. Эмпатичность и человечность – главные характеристики, которые преследуют восходящую звезду из фильма в фильм. Такова его роль брата Диармуда, который ставит жизнь близких людей выше религиозной реликвии, в «Паломничестве». Окруженный опытными и дошедшими до фанатизма монахами, юный послушник не готов расстаться с гуманистическими принципами ради веры. Он перечит своим братьям, поступает по-своему, потому что в отличие от них он еще чувствует ценность человеческой жизни и не может обречь на смерть брата. Похожими чертами обладает и Томас Никерсон в картине «В сердце моря», который до преклонных лет не мог простить себе, что выжил после страшной встречи с огромным китом – прообразом Моби Дика, в столкновении с которым его товарищи погибли. Отправившись сиротой-подростком в свое первое плавание, Томас проходит проверку на прочность – на примере других моряков он учится отличать благородство от подлости, хорошее от плохого. Те ужасы, что он пережил, не исковеркали его душу, хотя и заставили усомниться во многих идеалах. И только спустя годы, с большим мучением и болью рассказывая молодому писателю свою историю, как в открытом океане его товарищи и он боролись за выживание, Томас готов оглянуться на свое прошлое и простить себя.

Кадр из фильма «Невозможное»

Холланд уже с подростковых лет снимался в кино, однако его герои почти не бывают беззаботными детьми, уже в юном возрасте они несут на своих плечах бремя ответственности, вынуждены принимать взрослые решения. В «Как я теперь люблю», картине о будущем, в разгар Третьей мировой войны, персонаж Холланда Исаак – милый и дружелюбный мальчик, который мечтает все лето провести в кругу родных, устраивая пикники во дворе и болтая о ерунде до поздней ночи. Он не хочет взрослеть, верить в проблемы мира, существующего за пределами его двора, и в то, что они когда-то будут стучать в его дверь. И эта наивность и непосредственность, невозможность принятия реальности в конце концов приводят его к страшной трагедии.

Однако в его более позднем фильме «Удаленная местность» герой Холланда уже берет на себя ответственность. Всего за ночь он должен на глазах у зрителей перевоплотиться из обычного подростка, страдающего максимализмом и перманентно плохим настроением, в человека, способного спасти себя и младшего брата, сбегая от своего неадекватного отца. Ему приходится сделать это в морозном ночном лесу, не имея доступа к средствам коммуникации и находясь вдали от населенных пунктов. Задача, казалось бы, невероятная, но даже тут вредный подросток справляется со всеми трудностями, и чудом выпутывается из такой передряги. Другой такой школьник Холланда, способный волшебным образом решить проблемы вселенского (и не только) масштаба – Питер Паркер. Сначала его тоже заботят обычные подростковые проблемы, а не спасение мира, однако к концу трилогии даже Человеку-пауку приходится наконец-то повзрослеть и лицом к лицу столкнуться с последствиями своих (и чужих) поступков.

Кадр из фильма «Удаленная местность»

Может, этим Том Холланд и притягивает внимание зрителей? Миловидный, симпатичный молодой человек, который из фильма в фильм сталкивается со сложной проблемой, в решении которой он играет немаловажную роль. В «Войне токов» именно его персонаж становится голосом совести для других персонажей. Его герою, молодому Сэмуэлю Инсуллу, удается образумить своенравного и эксцентричного взрослого Томаса Эдисона и спасти его от ошибок, которые бы привели к катастрофическим последствиям в его карьере. И уже в юном возрасте у персонажа Холланда расчетливость и дальновидность развиты не по годам, особенно это видно в сравнении с другими героями фильма. А его мудрости и благоразумия хватает для принятия важных и судьбоносных решений, которые отразились не только на его судьбе, но и на жизни великого американского изобретателя. В «Поступи хаоса» его герой Тодд единственная надежда на спасение всей планеты опять-таки благодаря своей наивности и человечности, которую как будто только он один из персонажей умеет сохранять в душе на фоне всего происходящего. Оставаясь последним мальчиком в небольшой деревне, населенной только мужчинами, он ещё умеет мечтать и удивляться миру. Он не черствый, а милосердный парень, способный привязываться к живым существам, заботиться о них и проявлять ласку.

Кадр из фильма «Поступь хаоса»

Фильмом, открывшим Тому Холланду двери в большой Голливуд, стал «Первый мститель: Противостояние», где актер впервые представлен зрителю в образе Человека-паука. Именно с этой картины и этого персонажа начинается его популярность, растущая от одного блокбастера к другому. И прошедшие несколько лет стали в карьере Тома действительно плодородными. Громкие премьеры с ним выходили на экраны одна за другой, и в каждой из картин он играл ведущую роль. И сейчас миру он известен в первую очередь благодаря роли дружелюбного соседа из Нью-Йорка. А теперь он покоряет мир в образе Нейтана Дрейка из «Анчартед: на картах не значится», по полюбившейся миру видеоигре, которая имеет все шансы стать успешной долгоиграющей франшизой.

В череде кассовых фильмов, где Холланд играет сострадательных и участливых героев, спасающих всех вокруг, выделяются, пожалуй, только две недавние картины, не имевшие ошеломительного успеха у публики. Одна из них – криминальный триллер «Дьявол всегда здесь», вышедшая Netflix в 2020 году. В фильме Антонио Кампуса его персонаж Арвин не геройствует, а лишь пытается спасти свою жизнь. Он живет в мире, где людьми движет дьявол, где они действуют, чтобы достичь своих эгоистичных и зачастую, в общем, омерзительных целей. И хотя Холланд также совершает аморальные поступки, он один из немногих положительных героев, поскольку делает это не из удовольствия, а из страха за себя. Он здесь словно загнанный зверь, которого обстоятельства вынуждают быть мрачным и недоверчивым.

Кадр из фильма «По наклонной»

Другим таким выделяющимся в его карьере фильмом стал «Cherry». После череды марвеловских фильмов братья Руссо сняли криминальную драму по одноименному автобиографическому роману Нико Уокера о медике, выжившем на войне, но не сумевшем справиться с ее психологическими последствиями Вернувшись с боевых действий, где он работал медиком и видел ужасающие ранения и увечья, герой страдает от посттравматического синдрома, отлично сыгранного Холландом. В картине, в русском переводе получившей название «По наклонной», действительно заметен рост Тома как актера. Сюжет держит в напряжении все два часа. На экране зритель видит те события, которые сломали жизнь парню – как его наивность и подростковый максимализм привели его на войну, а она в свою очередь искалечила душу. Пожалуй, это лучший фильм в карьере Тома Холланда, где он наконец-то выходит за рамки своего амплуа. Он предстаёт уже не отзывчивым парнем по соседству, выполняющим крутые трюки, а глубоким психологически травмированным героем. Актёр мастерски отыгрывает трагические моменты, и не раз его страдающее лицо в кадре показано крупным планом: слёзы, стекающие по щекам Холланда и боль в глазах сопровождают Холланда во всей его фильмографии, однако именно в «По наклонной» выглядят максимально натуралистично и душераздирающе. Герой Холланда медленно спускается в ад, и даже война в Ираке — это не конечная остановка, а промежуточный пункт между нормальной жизнью и настоящей катастрофой. И именно эта недиагностированная травма тащит Нико в настоящее болото. Но как известно, единственное спасение с самого дна — это путь наверх. И этот путь персонажу тоже предстоит пройти.

За десять лет в киноиндустрии Холланд основательно осел в Голливуде благодаря участию в фильмах Marvel, однако фильмография Тома гораздо шире и его роли намного глубже, чем просто геройство в блокбастерах. Привлекательная внешность и актерский талант творят чудеса, и как результат он завоевал популярность и любовь поклонников по всему миру. И хотя многие ругают Холланда за его однотипность, картина «По наклонной» доказала, что он способен проявить себя совершенно с другой стороны.