Живой или мертвый? Рецензия на фильм «Человек — швейцарский нож»

Живой или мертвый? Рецензия на фильм «Человек — швейцарский нож»


Кадр из фильма «Человек — швейцарский нож», 2016, реж Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт

28 марта в кинотеатре «Каро Октябрь» прошел спецпоказ и обсуждение фильма «Человек — швейцарский нож», приуроченные к премьере новой картины режиссера Дэна Квана «Все везде и сразу». Уже 31 марта фильм «Человек — швейцарский нож» покажут в пяти кинотеатрах сети «Каро» в Москве и Санкт-Петербурге.

Текст: Анна Столярова

По сюжету Хэнк (Пол Дано) — потерявший любую надежду на спасение и оказавшийся на необитаемом острове неудачник — готовится покончить жизнь самоубийством. Уже собравшись умереть, Хэнк замечает тело, вынесенное на берег моря прибоем. Обрадовавшись, он забывает о планируемом суициде и спешит спасти незнакомца, однако им оказывается труп (Дэниэл Рэдклифф), которого Хэнк называет Мэнни. Постоянно пукающий мертвец становится многофункциональным помощником главного героя: Мэнни дает ему шанс выжить в диких условиях и заново научиться наслаждаться жизнью. Вместе им придется объединиться ради спасения и отправиться в эпическое приключение, которое должно вернуть Хэнка к девушке его мечты.


Кадр из фильма «Человек — швейцарский нож», 2016, реж Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт

Может показаться, что сюжет максимально абсурдный и мерзкий, и ничего захватывающего и интересного в этом фильме нет, но это только на первый взгляд. На самом деле режиссерский дуэт Daniels (Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт) заложил в сюжет более глубокий философский смысл: под комедийной оболочкой фильма скрываются вечные темы жизни и смерти, одиночества, бессмысленного существования, неуверенности в себе. Ключевую роль в фильме играют диалоги главных героев. Именно с их помощью мы познаем тонкости личности Хэнка, его травмы и причины того, что заставило его так разочароваться в собственной жизни. Особенно выразителен, например, эпизод разговора героев о мастурбации. Он может показаться смешным и неуместным, однако в нем прослеживается мотив детской травмой, нанесенной Хэнку неудачной шуткой его матери. У главного героя образуется комплекс, при котором образ женщины превращается для него в недосягаемый идеал. Мысль об интимной связи с реальной девушкой вызывает у него страх и связывается с образом умершей матери и идеей смерти. По итогу он лишь мечтает о Саре — увиденной как-то раз в автобусе девушке, — но не может ее достичь.


Кадр из фильма «Человек — швейцарский нож», 2016, реж Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт

Роль Мэнни в жизни Хэнка можно интерпретировать по-разному. С точки зрения психологии, он представляет собой некую теневую часть личности, которая воплощает в себе все то, что стесняется делать или говорить Хэнк, то есть все то, что осуждает общество. Мэнни также олицетворяет архетипическую роль чудесного помощника, цель которого вывести героя на правильный путь. В то время, как Хэнк учит Мэнни «жизни», сам Хэнк таким образом будто проживает свою жизнь заново. Несмотря на пройденные «тренинги» по отработке навыков общения с реальной женщиной, Хэнк не справляется со своей миссией: наконец-то встречая Сару, он снова боится её и признается, что является «напуганным гадким и бесполезным человеком», а также приходит к выводу о том, что «мы все — мешки дерьма». По итогу, Хэнк полностью отвергает общество. Он понимает, что не в силах адаптироваться к его жестокой реальности, от которой он так долго бежал. Чтобы утвердить позицию главного героя, создатели фильма решают разнообразить последнюю сцену: Мэнни в очередной раз демонстрирует свои чудесные способности «пердежа» и уплывает с его помощью, но на этот раз он показывает это всем собравшимся людям, то есть всему социуму. Режиссеры тем самым подчеркивают важную идею фильма: можно быть странным, быть фриком, но, если человек при этом счастлив, значит, пусть таким и остается, и ничего не должно его при этом ограничивать.


Кадр из фильма «Человек — швейцарский нож», 2016, реж Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт

Помимо режиссерского дуэта, нельзя не упомянуть потрясающий дуэт Пола Дано и Дэниэла Рэдклиффа, которые точно смогли передать трогательную «дружбу» своих героев. Радует, что Рэдклифф, как бы иронично не звучало, уже не «мальчик, который выжил»: он все дальше отходит от образа волшебника, который когда-то сделал его знаменитым. С помощью грима и актерской работы Рэдклиффу полностью удалось перевоплотиться в почти безжизненное тело со всеми его биологическими характеристиками. Актер не получил огромное количество реплик, в отличие от звуков, тем не менее, ему удалось превратить своего персонажа — мертвеца с метеоризмом — в невинного и мечтательного друга героя Пола Дано. Стоит отметить и прекрасную актерскую работу Пола Дано, который сыграл уже привычную для него роль застенчивого парня и отчаянного лузера («Руби Спаркс», «Соседка»).

Очевидно, что упор в фильме сделан по большей части на смысловую составляющую, нежели на визуальную: здесь почти нет спецэффектов, каких-то выдающихся кинематографических приемов. Тем не менее, нельзя не заметить клипмейкерское прошлое режиссеров. В фильме действительно многие эпизоды сняты в формате мини-клипов под счастливую музыку и с привычным слоу-мо. Картину разбавляют удачно вставленные флэшбеки, выделяющиеся более теплыми оттенками и помогающие глубже исследовать душу Хэнка. Важно обратить внимание и на то, насколько кропотливо продуманы изобретательные декорации из мусора, которые создает Хэнк для инсценировки жизненных ситуаций. Неотъемлемым элементом повествования является и музыка, а именно камерные песни, исполненные в стиле а капелла, и, конечно же, запоминающийся саундтрек “Montage”, звучащий в начале фильма и задающий бодрый тон всему происходящему действию.


Кадр из фильма «Человек — швейцарский нож», 2016, реж Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт

Подводя итоги, стоит сказать, что «Человек — швейцарский нож» оправдал свой жанр трагикомедии: фильм действительно получился не только смешным и безумным, но местами грустным и глубоким. Странная и неоднозначная концовка, с одной стороны, может запутать зрителя, но с другой, позволяет фильму закончиться на душевной ноте, настолько трогательной, что сложно не проронить слезу. Режиссерам удалось проделать тонкую работу над созданием истории людей, пытающихся понять, чего они хотят от жизни, — за что они заслуженно получили приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» в 2016-ом году.