Кадр из фильма «Отец», 2021, реж. Флориан Зеллер
В российских кинотеатрах в прокат вышел фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом, получившим в 2021-ом году кинопремию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Картина французского режиссера Флориана Зеллера рассказывает историю о старости – о том, как сложно осознать свою беспомощность и слабость. А Оливия Колман, сыгравшая дочь главного героя, показала, как тяжело принять преклонный возраст своих близких.
Текст: Елена Дармина
Главного героя фильма зовут Энтони, как и самого актера. Он стар и страдает от возрастных заболеваний. Его дочь Энн (Оливия Колман) заботится о нем по мере своих возможностей: подбирает одну за одной сиделок, с которыми Энтони устраивает скандалы, перевозит его в свою квартиру. Дочь тревожится за отца и не бросает попытки облегчить ему жизнь на старости лет. У него непростой характер, он не может осознать и принять то, что ему требуется посторонняя помощь, чтобы обслуживать самого себя. Переживая приступы паранойи, он доверяет только Энн, хотя иногда чувство реальности покидает его, и даже в своей дочери он видит угрозу для себя. Ему невыносимо видеть в доме незнакомых людей – сиделок, – он часто вспоминает младшую, самую любимую дочь, которая давно его уже не навещала. Энтони не может здраво воспринимать реальный мир, он находится в ловушке своего сознания. Энн – единственный близкий человек, который у него остался, однако и она не может посвятить всю свою жизнь, ухаживая за пожилым человеком. В скором времени героиня должна переехать в Париж, где ее ждет любимый мужчина, поэтому ей приходится передать заботу об отце в профессиональные руки.
Кадр из фильма «Отец», 2021, реж. Флориан Зеллер
Фильм стал дебютом французского режиссера и драматурга Флориана Зеллера, который снял картину по своей одноименной пьесе. Литературное произведение имело успех на сцене, было награждено французскими и зарубежными театральными премиями. В 2020-ом году прошла премьера фильма, и уже год спустя «Отец» стал лауреатом в нескольких номинациях таких премий, как «Оскар», «BAFTA» и «Спутник», а также номинантом «Золотого глобуса» и «Тони». Стоит высоко оценить монтаж и работу художника-постановщика. Фильм не получил кинопремий в этих номинациях, хотя вполне этого заслуживает: монтажер Йоргос Лампринос и художник-постановщик Питер Френсис, который принимал участие в создании таких фильмов, как «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и Тайная комната», «Бэтмен: Начало» и «Казино Рояль» – смогли передать аутентичность, сложность и красоту картины. Декорации фильма, а также костюмы главных героев переданы в различных тонах голубого и синего, и хотя символически эти цвета должны олицетворять ясность, в «Отце» они, наоборот, помогают зрителю оторваться от реальности, усиливая беспокойство и тревогу, которые зритель испытывает вместе с главным героем.
Сюжетно и визуально «Отец» похож на лабиринт. Зритель вместе с Энтони блуждает по одинаковым длинным коридорам, заглядывает в приоткрытые двери в поисках выхода, видит похожие интерьеры квартир, следит из окон за игрой детей на улице. Действие в фильме показано от лица главного героя, страдающего потерей памяти и галлюцинациями. Зритель так же, как и персонаж, теряется во времени и пространстве, попадает в круговорот событий, где начало и конец совершенно перепутаны: действие в фильме выстроено не линейно, отрывки из прошлого, настоящего и будущего перемешаны. Трудно определить, где реальность, а где игра больного разума. Мир для Энтони становится загадкой, которую ему сложно разгадать, пазлом, который он силится собрать, но не может из-за отсутствия важнейших деталей: он не понимает, куда запропастилась его младшая дочь, и почему новая сиделка выглядит точь-в-точь, как она, приняла ли Энн решение уехать в Париж или останется с ним, кто все таинственные люди, которых он застаёт в своей квартире. Вместе с героем над разгадкой бьется зритель; только к концу фильма ему удается, словно взяв правильную дистанцию, увидеть полную картину.
Кадр из фильма «Отец», 2021, реж. Флориан Зеллер
Энтони Хопкинс был награжден кинопремией «Оскар» за лучшую мужскую роль. Пожилому актеру удалось максимально правдоподобно сыграть старика, теряющего последние крупинки разума. Его герой старается держаться мужественно, отрицая болезнь и свою потерянность. Он не признает свои проблемы, потому что его самого они пугают. Он испытывает страх быть слабым стариком, которого могут обокрасть или которому могут причинить физическую боль в его собственной квартире. Он боится показаться сумасшедшим, когда не может узнать собственную дочь, и хочет произвести впечатление еще веселого и энергичного человека преклонных лет, способного отплясывать чечетку. Но что видит зритель на самом деле за этой маской самоуверенности, которую упорно натягивает на себя герой? Ему предстает беспомощный мужчина, которых уже не в силах самостоятельно надеть свитер. На экране – человек, который готов капитулировать со слезами на глазах, согласиться, что он больной, уставший и старый, так как больше не может бороться, доказывая всем вокруг обратное. Это признание победы неумолимого времени над телом и духом, победы смерти над жизнью.
Однако сочувствие в фильме вызывает не только дряхлеющий Энтони, но и его дочь Энн, уже немолодая женщина, которая хочет построить свою личную жизнь, но вместо этого вынуждена нести непосильное бремя – ответственность за своего отца, который даже не в состоянии оценить ее жертву. Он сердится на ее попытки помочь ему, беспочвенно обвиняя в том, что она хочет завладеть его имуществом. Однако в ее поступках нет корысти, ей движет желание быть счастливой, а его упреки – это всего лишь отголоски паранойи. Она хороший человек, который заботится о своих близких и заслуживает жить своей жизнью. На ее лице часто заметны признаки отчаяния, чувства беспомощности и сомнений, с которыми ей приходится принимать решения о дальнейшей жизни отца, исходя из своих стремлений. Но даже если она чувствует вину, выбирая своё благополучие, ей не в чем укорять себя; зритель видит её искренность и понимает ее поступки. Можно любить человека и переживать за него всем сердцем, не отказываясь при этом от самого себя.
Фильм «Отец» рассказывает историю, которая когда-нибудь тем или иным образом может коснуться каждого человека: в качестве немощного старика или того самого заботливого близкого. Это картина про старение, про то, каким мучительным и болезненным может быть угасание человеческой жизни – не только для того, кто близок к смерти, но и для того, кто пытается облегчить чужие страдания.