Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939, реж. Виктор Флеминг
На экранах Москвы состоялся показ киношедевра режиссера Виктора Флеминга и продюсера Дэвида Селзника 1939 года «Унесённые ветром». Картина до сих пор остаётся самым кассовым фильмом США за всю историю киноиндустрии. Как фильм стал классикой мирового кинематографа и почему его он актуален даже сейчас — рассказывает наша редакция.
Текст: Елена Дармина
«Унесённые ветром» — знаменитая экранизация одноименного романа Маргарет Митчелл. Действие книги разворачивается во второй половине XIX века, начиная с Гражданской войны в США. В фильме, в отличие от печатной версии, сюжет сконцентрирован вокруг становления и судьбы главной героини Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли), а боевые действия между Севером и Югом задают лишь нужный контекст и подробно не рассматриваются. Хотя картина является военной драмой, упор в фильме делается на взросление Скарлетт и любовную линию с главным мужчиной ее жизни Реттом Батлером (Кларк Гейбл).
На роль главной героини проходили прослушивание практически полторы тысячи человек, из-за чего начало съемок было отложено на два года. Двадцатишестилетняя Вивьен Ли идеально справилась со своей задачей, что также доказывает полученный Оскар за главную роль. По сюжету книги, Скарлетт не была первой красавицей, но зато обладала бешеной харизмой, способной сбить с ног каждого. Создатели фильма решили не лишать зрителя удовольствия от красивой картинки, поэтому О’Хара Вивьен Ли не только полна очарования и магнетизма, притягивающего всех мужчин, но и очень хороша собой. Актрисе удалось показать на экране все метаморфозы, отразившие изменения капризной и легкомысленной девчонки. Скарлетт выросла в здравомыслящую, рациональную женщину. Она пережила войну, нищету, голод. На своих хрупких плечах подняла из руин дом и осознала, что именно земля, ее Тара — единственное, за что нужно бороться до самого конца. Отцовский дом Скарлетт стал для нее духовным местом силы, откуда она черпала всю свою энергию, ради чего она готова была пойти на любые унижения, обман и предательство. Всю свою жизнь она строила интриги, была эгоистичной, ставила корыстные цели выше желаний и мечтаний близких людей, но действовала она всегда из любви к своему дому. Вивьен Ли своей великолепной игрой смогла превратить Скарлетт в ролевую модель для целых поколений. Она вдохновляет, вселяет силу, заставляет идти навстречу трудностям и преодолевать препятствия. Ее коронная фраза — «Я подумаю об этом завтра» — известна уже всему миру. Именно так говорит героиня, когда нет эмоциональных и физических сил справляться с тем, что навалилось на нее, но она никогда не сдается и не отступает, она верит, что новый день принесет надежду на лучшее.
Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939, реж. Виктор Флеминг
А Кларк Гейбл, сыгравший главного ловеласа Ретта Батлера, целеустремленного и эгоистичного, под стать Скарлетт, остается крашем у многих до сих пор. Его легкая усмешка, блеск в глазах, едкие комментарии покоряют зрителей. Его ненавидят и презирают настоящие джентльмены за то, что ему хватает дерзости выделятся из толпы, быть неудобным, не скрывающим своих истинных желаний. В первую встречу еще в совсем юной Скарлетт он увидел родственную душу. Он полюбил ее за то, что ей тоже хватало смелости жить без оглядки на мнение толпы. Однако за его маской равнодушия на самом делят горят страсти. Для публики он играет роль самоуверенного и бесстрашного человека, но лишь для того, чтобы не показать свою слабость — любовь. Ему также не чуждо милосердие и сострадание: видя плачевное состояние своей армии, он принимает решение отправиться добровольцем и воевать за юг. Он совсем безоружен перед добротой и искренностью Мелани Гамильтон (Лесли Говард), соперницы Скарлетт за сердце Эшли. Для него Мелани — идеал леди, человек с чистой душой, к чьему мнению он готов прислушаться и кого безмерно уважает. Поэтому Батлер, нарушая закон и рискуя своей жизнью, спасает ее мужа от угрозы ареста. Но даже его сил и всех качеств не всегда хватает, чтобы укротить строптивую и упрямую Скарлетт.
«Унесенные ветром» стал первым цветным фильмом в истории кинематографа, который был снят с помощью системы «Техниколор». На премии Оскар он получил десять номинаций, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Адаптировать многостраничную книгу под фильм совсем непросто, но это удалось сделать Сидни Ховарду, за что он тоже был удостоен призом. Зачастую экранизации проигрывают печатному оригиналу, но не в этом случае. Сценаристам удалось сохранить важнейшие сюжетные элементы, в полной мере отобразив жизненные испытания Скарлетт. Фильм идет больше трех с половиной часов, поделен на две части, но смотрится на одном дыхании. Этого эффекта добился режиссер Виктор Флеминг благодаря не только идеально подобранным актерам, но и красочным и аутентичным декорациям, костюмам, композиции кадра, музыкальному сопровождению. Эрнест Хэллер и Рей Реннахан, операторы фильма, также получили Оскар, а почетную медаль за первое использование цвета в фильме вручили художнику Кэмерону Мензиесу. «Унесенные ветром» входит в различные списки кинокритиков и журналов, как обязательный к просмотру и величайший фильм в истории США. И действительно, картина смогла достоверно передать историю штатов, становления американского общества после войны между Севером и Югом.
Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939, реж. Виктор Флеминг
Почему же надо смотреть экранизацию Маргарет Митчелл сегодня? Потому что история Скарлетт О’Хара — это отличный пример борьбы за свою правду и за лучшую жизнь для себя. Главная героиня своим упорством доказывает, что в какую бы яму ни угодил человек, всегда можно найти в себе достаточно сил, чтобы из нее выбраться с достоинством. Любую преграду можно преодолеть, и даже если кажется, что сегодня нет возможности с ней справиться, — всегда наступит новый день. История Скарлетт показывает, что прекрасное будущее есть, к нему нужно стремиться, за него нужно бороться. Фильм вдохновляет, помогает пережить сложные этапы: ассоциируя себя со Скарлетт или Реттом, зритель начинает верить, что все возможно.
«Унесенные ветром» — классика кинематографа, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, остается понятной зрителю, вдохновляющей и очаровательной. Флемингу удалось снять красивый, завораживающий своей картинкой, музыкой и игрой актеров фильм. А Вивьен Ли и Кларку Гейблу удалось перенести со страниц книги на экран харизматичных и ярких персонажей, превратив их в кумиров для любителей мелодрам по всему миру.