Кадр из фильма «Мания», 2021, реж. Лорен Хэдэуэй
Новый фильм «Мания» (The Novice) режиссера Лорен Хэдэуэй с Изабель Фурман в главной роли произвел неоднозначное впечатление на зрителей. В работе заметен рост актерской игры Хэдэуэй, особенно учитывая то, что публика помнит её по главной роли в фильме «Дитя тьмы» 2009-го года, где актрисе было всего лишь двенадцать лет, и эпизодической в «Голодных играх», где заметить её талант едва ли было возможно.
Текст: Александра Зонина
История в «Мании» повествует о первокурснице Алекс Далл (Фурман), борющейся за право выиграть президентскую стипендию с перспективой покрытия абсолютно всех своих расходов. Безусловно, она не является единственной претенденткой на получение гранта, а люди с синдромом отличника, каковой и является Далл, обыкновенно довольно тяжело переживают конкуренцию. Поэтому, очевидно, это история не про попытки завести друзей в университете, но про нравственное падение личности, которая самовольно загоняет себя в рамки перманентного ощущения выживания.
Зритель понимает, что у девушки есть семья и большие амбиции в университете. Из-за своего большого желания успеть всё Алекс жертвует своим здоровьем и общением с друзьями, изначально считая их своими соперниками, которые могут помешать ей выиграть стипендию. Студентка записывается в университетскую команду по гребле, которой занимается каждый день, а впоследствии два раза в день ежедневно в течение всей недели. Отсутствие каникул, стабильности в личной жизни, ежедневный пятичасовой сон, бесконечные тренировки отражаются на психологическом состоянии главной героини, из-за чего появляются язвы на руках, она начинает истязать себя и ближе к концу фильма находится буквально на грани самоубийства, продолжая скрывать раны от друзей и преподавателей, чтобы не показывать свою слабость перед соперниками.
Кадр из фильма «Мания», 2021, реж. Лорен Хэдэуэй
Интересно то, что раны на её руках похожи на стигматы, хотя никаких религиозных отсылок в фильме нет. Это дает повод предположить, что основная идея картины заключается в постановке вопроса: «Стоит ли результат стольких страданий?». Несмотря на то, что зритель видит, как девушке тяжело, настоящая трагедия обнаруживается в ином. В разговоре Далл и её главной соперницы Джеми Брилл появляется важная для зрителя информация о том, что у главной героини сформирована ложная мотивация для получения стипендии: она нужна Алекс только как трофей, способный показать девушке, что она на многое готова и способна. Для неё победа заключается в самом факте победы, а не в достижении качественного результата, и потому весь путь студентки не приносит плодов для духовного роста её личности.
Ответ на поставленный вопрос о релевантности результата в соотношении с проделанной работой неоднозначный. С одной стороны, история Алекс показывает зрителю необходимость всегда умерять свои силы, не ставя победу выше человеческого достоинства, потому что таким образом потерь будет намного больше, чем приобретений. С другой же, в итоге Далл всё-таки получает стипендию и в конце концов отказывается от участия в последующих заплывах — вместе с личностным падением происходит духовный рост, который позволяет пересилить собственное эго и отказаться от подобных жертв. Здесь зрителям можно задать вопрос самим себе: действительно ли мания настолько порочна, если Далл добилась своего?
Кадр из фильма «Мания», 2021, реж. Лорен Хэдэуэй
Происходящая параллельно с основным сюжетом романтическая линия позволяет немного отвлечься от прямолинейной демонстрации разложения личности Алекс и поразмышлять о том, какой может быть девушка вне учебной деятельности, о том, что, на самом деле, она может любить и периодически абстрагироваться от учёбы, как и все нормальные студенты. Фильм «Мания» можно порекомендовать всем тем, кому близко чувство постоянного неудовлетворения собой и перманентного желания доказать окружающим свою независимость.