Новый клип или серьезное кино? Рецензия на «Казнь» Ладо Кватании

Новый клип или серьезное кино? Рецензия на «Казнь» Ладо Кватании


Кадр из фильма «Казнь», 2021, реж. Ладо Кватания

Дебютная полнометражная работа — криминальный триллер «Казнь» — режиссера Ладо Кватании, известного своими клипами для Хаски, Oxxxymiron, Дельфина и «Ленинграда» и получившего признание в профессиональной среде, выходит на экраны уже 21-го апреля. В этом тексте мы поговорим о художественных особенностях перехода Кватании от клипов к серьезному кинематографу и о том, как порой столь унизительное «клиповое мышление» реализуется в кино.

Текст: Александра Зонина

Главные роли в дебютной работе Кватании исполнили такие известные актеры, как Нико Тавадзе (в фильме — следователь Исса Давыдов), Юлия Снигирь (Вера, любовница Давыдова), Виктория Толстоганова (Надежда, жена Давыдова), Даниил Спиваковский (Мирон, подозреваемый), Евгений Ткачук (Севастьянов, помощник Давыдова) и Аглая Тарасова (сестра Веры). Работа уже была показана на кинофестивалях в Ситжесе (Испания), где получил «Специальное упоминание жюри за первый игровой фильм», Роттердаме (Нидерланды) и Фестивале фантастического кино в Остине (США). В начале апреля «Казнь» получила приз жюри и специальный приз полицейского жюри на Втором международном кинофестивале триллеров и криминального кино в Реймсе.

Замечательная в визуальном плане работа молодого режиссера позволяет на два часа окунуться в атмосферу советских детективов периода 1980-1990-х годов. Фильм рассказывает о серийном убийце Валите (Евгений Муравич), который особым способом убивает молодых женщин в лесу. Главная повествовательная ветвь исходит из того, что для поимки преступника на службу в правоохранительные органы нанимают перспективного молодого следователя Иссу Давыдова и приставляют к нему Севастьянова, занимающегося криминалистической фотографией. У Давыдова есть жена и маленький ребенок, которым он уделяет из-за рабочей загруженности мало времени, что впоследствии повлияет на его увлечение привлекательной девушкой Верой, из-за которой он будет готов бросить семью. Именно эта сюжетная линия позволяет понять суть названия всей картины.


Кадр из фильма «Казнь», 2021, реж. Ладо Кватания

Фильм Кватании поделен на семь глав, подобно тому, как их выделяет в своих работах Ларс фон Триер: первая и седьмая раскрывают основного персонажа, Давыдова (ему посвящена первая глава под названием «Важняк»), и показывают смысл самого названия работы (седьмая глава носит название «Казнь»). Остальные пять глав соотносятся с пятью стадиями принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Соответственно, так у зрителя складывается понимание последовательности всей истории. Так, в “Важняке” раскрывается личность Иссы Давыдова, благодаря чему становится ясно, что именно он главный герой картины.

Сюжет о серийном убийце соотносится с реальной историей — «витебским делом», когда-то очень нашумевшим в советской Белоруссии, — суть которой в том, что маньяк так и не был вычислен за четырнадцать лет своей преступной жизни. Как и в реальности, в художественном фильме «Казнь» Валита совершил около тридцати шести убийств, при этом части тел своих жертв он коллекционировал в своём подвале.

Как и во всех криминальных детективных фильмах, сложно обойтись без поворотных моментов, благодаря которым у аудитории появляется интерес дальнейшему к просмотру. Представляется, что режиссер специально добавил несколько поворотных моментов в свою работу для того, чтобы зрителю не так скоро наскучило двухчасовое произведение. Порой довольно монотонное расследование преступлений вводит в некоторый ступор, что провоцирует задавание вопросов о смысле всей работы.

Это возможно объяснить тем, что большой опыт работы над клипами сильно повлиял и на нынешнюю работу Ладо, которая остается в эстетических рамках, не достигая смыслового уровня. Очевидные игры с контрастностью в одежде главных героев и ретро-цветокоррекция работы погружают зрителя в ностальгические воспоминания о плёночном кино, столь приятном глазу. Плавные наплывы зума, которые уже применялись в клипах Кватании, например, в «Убей меня» исполнителей Хаски и Масло чёрного тмина, — практически с очевидностью были заимствованы из творчества Стэнли Кубрика («Барри Линдон», «Сияние», «Заводной апельсин»), и Андрея Тарковского («Зеркало», «Ностальгия»). В некоторые моменты, например, в сцене разговора следователя Иссы Давыдова и заключённого, которого играет Дмитрий Гизбрехт, известный по фильмам «Глухарь» и «Исаев», безупречно подобрано световое решение, включающее в себя элементы выборочного освещения и половинчатых теней, тем самым выделяя силуэтами одну часть комнату и уводя в тень другую.


Кадр из фильма «Казнь», 2021, реж. Ладо Кватания

Однако, если сравнивать по увлекательности детективной истории «Казнь» с «Зодиаком» Дэвида Финчера, «Воспоминаниями об убийстве» Пон Чжун Хо и «Островом проклятых» Мартина Скорсезе, то, безусловно, концептуальной нагрузки в работе Кватании не хватает. По сути, режиссер намеревается показать разновидность казни, бывшей популярной у этрусков, под названием «Брак с мертвецом» (Nupta Contagioso) — когда живого убийцу и труп его жертвы связывали вместе до полного разложения тел, — как метафору их вечной жизни и связи друг с другом. Однако сама процедура режиссером была воплощена неверно: по факту, никаких физических страданий во время пытки убийца (пусть зритель сам узнает, кто это) не испытал, а потому идея, отраженная в названии фильма, на которой он и держался, не была в полной степени реализована.

Несмотря на все упомянутые недостатки картины, актерская игра довольно неплоха, художественные решения действительно порой впечатляют, что для малобюджетных работ, в которых обыкновенно очень сложно найти хорошую актёрскую игру и сложность сюжетной линии, кажется весьма непростой задачей, но с которой Ладо справился.