Наверняка вы все помните бабушку-киносказочницу..."...В некотором царстве, в некотором государстве..."...так у неё начинался рассказ в киносказке. Открывались резные ставни и бабушка начинала свой рассказ, чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей.
Из кинозрителей малок то знал, как её зовут. называли просто бабушка-сказительница. Анастасия Зуева...Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.
Она родилась в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.
Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.
К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.
Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.
Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.
Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.
В итоге Зуева ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски. А вот для своей внучки она всегда оставалась самой любимой бабушкой
В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах...
Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно.
Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.
А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.
Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.
Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.
Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки.
Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.