Current westerns



Вестерны можно любить уже за то, что в них всегда торжествует добро и справедливость. 


Джон Форд - Дилижанс / Stagecoach - 1939





Один из самых классических, образцово-показательных вестернов; с образцово-показательным героем вестернов, Джоном Уэйном, в главной роли. Удивительно, насколько живо и свежо смотрится этот довоенный фильм даже сегодня: "герметичная" история с очень разными и очень характерными героями, путешествующими в одном дилижансе, совершенно отличные погони и впечатляющие трюки, снятые живьём, без всяких ухищрений. Интересно и неожиданно обнаружить влияние "Пышки" Мопассана.



Фред Циннеманн - Ровно в полдень / High Noon - 1952





Не самый убедительный вестерн о шерифе маленького городка. Только он собрался отправиться в свадебное путешествие, как вдруг выясняется, что в городок собираются прибыть бандиты. Шериф сначала вроде бы уезжает, потом передумывает. Далее большая (слишком большая) часть фильма посвящена тому, как главный герой безуспешно пытается набрать помощников среди жителей городка - жители опасаются и не хотят помогать. На финальную разборку остается, увы, совсем немного времени. В фильме собраны прекрасные актёры (Гари Купер, Грейс Келли и Ллойд Бриджес, который много лет спустя появится в "Голом пистолете"), однако из всего сюжета вспоминается только, как шериф слоняется по городу в поисках помощи, или как жена шерифа уговаривает мужа уехать. Может быть, режиссёр хотел сказать, что не каждые мирные жители заслуживают того, чтобы за них умирать? Общепринятая точка зрения не этот вопрос иная: Режссёр фильма был внесён в черные списки по подозрению в сотрудничестве с коммунистами, таким образом шериф из "Ровно в полдень" выступает метафорой маккартнистких "иноагентов", а мирные жители - символом равнодушного американского общества, которое спокойно взирает на происходящее, сообщая, что их "хата с краю". Впрочем, это не делает фильм интереснее.


Говард Хоукс - Рио Браво / Rio Bravo - 1959





А вот - блестящий ответ фильму "Ровно в полдень". Режиссёр "Рио Браво" заявил, что уважающий себя шериф не будет бегать с протянутой рукой, упрашивая мирных жителей. И вот, решительный шериф маленького городка противостоит банде злодеев в очень скромной компании таких же смельчаков - алкоголика, неопытного юнца и престарелого инвалида. Едва ли не самый главный успех фильма - в кастинге ключевых героев: Джон Уэйн, Дин Мартин и Рики Нельсон. Уэйн, конечно, красавец, однако "неблагоднадёжный" пьяница в исполнении Мартина забирает лавры даже у него - прекрасный пример амбивалентного, но обаятельного персонажа. Ну и на юного Рики Нельсона тоже любо-дорого глядеть. Замечательно, что Мартину и Нельсону дают спеть. Главные герои охраняют заключённого, а банда подельников пытается его освободить; сюжетная линия практически не провисает. Если считать, что каждый фильм настолько хорош, насколько хороши его герои, то "Рио Браво" - безупречная картина.



Джон Стёрджес - Великолепная семерка / The Magnificent Seven - 1960



Очень давно собирался посмотреть этот легендарный фильм, но странным образом, он не произвёл такого уж сильного впечатления. Американский римейк "Семи самураев" должен был бы казаться ближе, однако этого не происходит. Действительно, каждый из семи храбрецов, взявшившихся защищать мирную деревню, по-своему хорош. Однако Стёрджес по дороге через океан растерял ощущение драмы, а взамен ничего интересного не создал. Похоже, что фильм не очень хорошо состарился: подготовка к приходу злодеев сегодня выглядит скомканной, а финальная разборка - слишком статичной. Причина может быть и в том, что с тех самых пор эта фабула и сюжетные клише неоднократно переносились на экран более современными и убедительными способами.



Джей Ли Томпсон - Золото Маккенны / Mackenna's Gold - 1969



Интересно, как разнится восприятие: фильм, полностью провалившийся в Штатах, стал хитом советского проката. Можно было бы предположить, что советский зритель был не слишком избалован вестернами, но, честно говоря, я серьёзных проблем в этом фильме не вижу: отличный дуэт Грегори Пека и Омара Шарифа + история о сокровищах, предвосхищающая фильмы об Индиане Джонсе. Загадочную долину с сокровищами пытается отыскать группа аморальных личностей в компании с шерифом, которого они захватили, чтобы тот показывал дорогу. Здесь есть и загадка, и перестрелки с погонями, и убедительное столкновение характеров, и даже природные катаклизмы. Да, финальные "спецэффекты" сегодня кажутся не слишком спецэффектными, но главная цель достигнута - фильм воспроизводит атмосферу пустынного ландшафта с бескрайними каньонами, в глубинах которых может твориться черт-те-знает-что.



Серджо Леоне - Однажды на Диком Западе / Once Upon A Time In The West - 1968



Конечно, эта подборка не могла бы обойтись без спагетти-вестерна. Пришли итальянцы и открыли жанр заново. Главное достижение Леоне в том, что он осовременил вестерн: для него это больше не "живые, честные люди", которые в изображении родного Голливуда выглядели всё более архаично, а почти что герои комиксов - какими они, видимо, и были для бесконечно далёких европейцев. Помимо ощущения палящего зноя, о которым итальянцы знают не понаслышке, Леоне привнёс в жанр ту же хищность и кровожадность, которая питала столь близкие ему "джалло". Но "кровожадный комикс" не перестаёт быть шедевром: Леоне многократно усиливает градус драмы, и картина получает по-настоящему эпический размах: страшное злодейство требует столь же страшной мести. Если добавить к этому блестящую операторскую работу с выразительными мизансценами, ощущением невыносимого зноя и душной пыли, получится настоящая классика.



Роберт Олтмен - Маккейб и миссис Миллер / McCabe & Mrs. Miller - 1971



Ответом всем спагетти стал "новый Голливуд" с его дедраматизацией - намеренным приглушением всех акцентов, акцентом на повседневность. Это течение не обошло стороной и вестерны, хотя данное кино вестерном можно назвать лишь со значительной натяжкой. Золотая лихорадка, новое поселение растёт как на дрожжах, а Маккейб, "владелец" поселения, получает предложение, от которого невозможно отказаться: одна смелая и практичная мамзель предлагает ему открыть в городишке бордель. Олтмен снова меняет правила игры - главный герой фильма оказывается даже не обаятельным доходягой, а блеклым и слабохарактерным персонажем, он больше напоминает большого ребенка. Но одно дело - противостоять мамзель, совсем другое - настоящим бандюкам, когда они приходят в город. Замысел режиссёра понятен, однако ни герой, ни героиня не вызывают искренней симпатии.



Клинт Иствуд - Непрощённый / Unforgiven - 1992





Как принято считать, классический вестерн, посредством которого Иствуд, видимо, вознамерился ошкурить жанр от всех налипших на него макарон и вернуть ему былую славу. Как ни странно, фабула фильма больше всего напоминает "Первую кровь": тот же затюканный и неуклюжий "Рэмбо", который в какой-то момент сбрасывает оцепенение, чтобы начать мстить обидчикам. Видимо из-за этой схожести эффект откровения (по крайней мере, для меня) практически исчезает. Морган Фримен приятно оттеняет персонажа Иствуда, но сам главный герой кажется слишком правильным и не слишком достоверным - как и его старательные попытки научиться снова вскакивать в седло (не верю, что ганслингер может растерять это умение до такой степени!). Вызывайте итальянцев.



Уайетт Эрп - Тумстоун / Tombstone - 1993





Незаслуженно забытый конкурент "Непрощенного" с колоритным и весьма любимым мной Куртом Расселлом (как только я умудрился пропустить этот фильм в те годы?). Фильм Джорджа Косматоса (режиссера "Рэмбо II", между прочим) намеренно не пытается взять те же высоты, что и фильм Иствуда, однако на своей территории добивается куда большего. Мужественные усачи в колоритных шляпах и плащах противостоят банде отмороженных мексиканцев. Косматос не снял ничего исключительного - просто хороший, крепкий вестерн по всем законам жанра - таким, каким его и ожидаешь увидеть. Отдельный успех фильма - герои второго плана. Персонажи Вэла Килмера и Майкла Биена, кажется, заслуживают своих собственных фильмов. Отметившись в 80-е нетленками категории Б вроде "Кобры" и "Левиафана", Косматос снял действительно стильный, незаслуженно забытый фильм, который может порадовать даже более взыскательных киноманов. Жаль, что жить режиссёру оставалось недолго.



Джеймс Мэнголд - Поезд на Юму / 3:10 to Yuma - 2007





Методы киносъемки быстро устаревают, а хорошие сюжеты в жанре вестерн продолжают жить. Именно поэтому римейк фильма 1957 года не выглядит попыткой почивать на чужих лаврах. Сюжет картины строится на конфликте бедного, честного и гордого Кристиана Бейла и меланхолично-расслабленного, но опасного и беспринципного Расселла Кроу. Чтобы заработать, бедняк берётся помогать конвою с сопровождением схваченного злодея, однако этот коновой постепенно редеет. Здесь есть всё что нужно: и экшн, и отличные персонажи (тот случай, когда злодей оказывается интереснее хорошего парня) и довольно неожиданный финал. И даже если Станиславский не вполне готов поверить, обаяние персонажей и всего фильма определенно перевешивает.


Келли Райхардт - Первая корова / First Cow - 2019



Не то чтобы вестерн, а скорее авантюрная трагикомедия из жизни переселенцев (в каком-то плане близкая к упомянутому выше "Мистеру Маккейбу"). Еврей и китаец неожиданно придумывают "стартап" - вкуснейшие пончики для жителей фронтира. Есть только одна заковыка: для пончиков нужно молоко, а корова в посёлке только одна - и принадлежит мэру. Картина, пожалуй, не несёт в себе каких-то глубин - это такое непретенциозное, изящное и ироничное инди-кино об авантюрной затее, стремлении к лучшей жизни и настоящей дружбе в условиях "дикого запада". Ненавязчиво и очень славно - всем любителям О.Генри настоятельно рекомендуется.