Берлин в иллюминаторе



Просмотрел вчера очередной военный полублокбастер "1941. Крылья над Берлином". Я давно взял за правило отслеживать все российские художественные фильмы про авиацию, а потом делать на них краткие рецензии. К сожалению, они почти всегда получались далеко не радостными и "Крылья над Берлином" не будут исключением. Мне это кино показалось откровенно скучным, затянутым и, как говорится, не цепляющим, из серии "посмотрел и забыл". Поэтому напишу сейчас, пока не забыл.

На мой взгляд, авторам не удалось достойно обыграть интересный эпизод Великой Отечественной и сделать на его базе захватывающую картину, способную увлечь зрителя и держать его в напряжении. Вдохновения не чувствуется, такое впечатление, что киношники просто отрабатывали заказ. Впрочем, возможно, дело в том, что я хорошо знаю реальную историю советских налетов на Берлин в 1941 году, поэтому в фильме я не увидел для себя ничего нового, кроме традиционных для нашего военно-патриотического синематографа пропагандистских выдумок и "ляпов".

Кино начинается с 12-минутной сцены атаки шестерки тропедоноцев на крупный немецкий конвой, в ходе которой им удалось ценой потери одной машины поразить два транспорта, да еще и сбить пытавшийся атаковать их "Мессершмитт" (почему-то один, хотя немецкие истребители всегда летали парами). И всё бы ничего, да вот только не было летом 1941 года на Балтике ни одной подобной атаки и никаких немецких транспортов там никто торпедами не топил.

Подавляющее большинство боевых вылетов наши торпедоносцы совершили против наземных целей, используя при этом, разумеется, не торпеды, а бомбы. За первые полтора месяца войны, до начала налетов на Берлин, было совершено всего несколько атак на вражеские корабли, но и в них использовались только авиабомбы, а единственным успехом стало потопление одного мелкого мотобота.

Далее почти целый час нам показывают подготовку к налету на столицу рейха, причем основное время уделено спорам между летчиками и "высоким начальством", представленным офицером НКГБ Вересовым (вымышленный персонаж), требующим загрузить самолеты бомбами "под завязку", на что летчики отвечают, что с такой нагрузкой они до Берлина просто не дотянут. Вересов упорствует и в этом его поддерживает вызванный на аэродром испытатель Коккинаки, заявивший, что ДБ-3 запросто может нести полторы тонны бомб.

Для проверки решили устроить пробный полет, в котором у бомбардировщика с полутора тоннами боевой нагрузки от натуги загораются моторы и он падает на краю летного поля, но экипаж при этом выживает и успевает покинуть машину, прежде чем у нее взорвались бензобаки (а бомбы почему-то не детонировали). На самом деле подобный случай действительно имел место: в ходе одного из налетов самолет упал от перегрузки. Однако его экипаж погиб в полном составе, но авторы фильма, очевидно, чтобы не огорчать зрителей, решили оставить летчиков в живых.

Тем временем по секретному военному аэродрому на острове Эзель, где готовится сверхсекретная боевая операция, спокойно разгуливают местные эстонские девахи, лопочут что-то по-своему и строят глазки молоденьким летчикам, а те пытаются с ними флиртовать, несмотря на языковый барьер. Никакой охраны, оцепления и особистов нет вообще.

Для мало-мальски знакомых с требованиями к обеспечениию безопасности режимных объектов это выглядит дико, но авторам фильма плевать, им надо было добавить в сюжет лирическую линию, чтобы заинтересовать женскую аудиторию. И они ее таки впиндюрили - у одного из пилотов завязывается роман с миловидной эстонской блондинкой - куда ж без этого?

Но вот, близится кульминационный момент: самолеты, в которые загрузили по 800 кг бомб (на самом деле - всего по 500, киношники вновь приукрасили картину) отправляются в исторический рейд на Берлин. Однако кульминация так и не наступила. Сам рейд, которому, собственно, посвящен фильм, показан невыразительно и неинтересно. Летят, летят, летят в темноте, потом бросают бомбы, взрывы которых показаны крохотными вспышками далеко внизу.

Потом с запозданием включаются прожектора и начинают наобум стрелять зенитки, ни в кого не попав. Наши, отбив победную радиограмму, разворачиваются на обратный курс и возвращаются на Эзель. В этом авторы не соврали, налет в целом действительно прошел именно так, разве что, показанного в конце взлета немецких перехватчиков не было.

Однако для повышения зрелищности и драматизма вполне можно было бы добавить "наземные" съемки - кадры падения бомб крупным планом, работу зенитной артиллерии, горящие и рушащиеся здания, чтобы наглядно показать эффект от бомбардировки. Но тогда пришлось бы делать макеты берлинских улиц или рисовать их на компьютере, а этим, очевидно, решили не заморачиваться.

В общем, никакого "послевкусия", кроме сожаления о напрасно потраченном времени, фильм не оставил. И совсем не удивительно, что он традиционно провалился в прокате, отбив лишь 2,5 миллиона долларов из своего бюджета в 7 миллионов. Вероятно, я отметил далеко не все его залепухи, поскольку частично смотрел на перемотке, и могу лишь посочувствовать тем, кому пришлось вытерпеть эту скукотищу в кинотеатре целиком, да еще и заплатив за это деньги.

Вверху - рекламный постер фильма, не соответствующий его видеоряду. На экране наши бомбардировщики появились над городом в полной темноте и на гораздо большей высоте (порядка шести километров), как и было в реале.
И еще один забавный ляп: на кителе начальника ВВС ВМФ Семена Жаворонкова в исполнении актера Сергея Пускепалиса (справа вверху) отсутствует юбилейная медаль "20 лет РККА", которая у него на протяжении фильма то появляется, то исчезает. Странно, что никто из съемочной группы не заметил этого прокола костюмера. А может, просто всем было пофигу.


Вымышленная сцена атаки немецкого конвоя. На первом плане - макет, снятый на фоне хромакея, а все остальное нарисовано на компьютере. На мой взгляд, нарисовано довольно примитивно и грубо. Даже в древнем "Перл-Харборе" компьютерная графика была более качественной. Впрочем, бюджет "Перл-Харбора" составлял не семь, а 140 миллионов долларов.