Кадр из фильма «Чужой», 1979, реж. Ридли Скотт
30 лет назад в прокат вышел «Чужой 3», режиссерский дебют Дэвида Финчера и, наверное, самый спорный фильм хоррор-франшизы о борьбе людей и ксеноморфов. Наш автор пересмотрел все фильмы про Чужих и расставил их от лучшего к худшему.
Текст: Иван Киляков
Когда «Чужой» вышел в 1979-ом году, это был неожиданный поворот в развитии фантастики, где, как казалось, надолго победили оптимистичные «Звездные войны». Но безнадежный, в сущности, фильм о том, что в космосе люди всегда будут чужими, положил начало менее плодовитой, чем «Звездные войны», но не менее значимой для поп-культуры франшизе. Простая в задумке история – клаустрофобный триллер о том, как экипаж корабля пытается убить проникшего на борт Чужого – за десятилетия обросла десятками смыслов, интерпретаций и подражаний. Первый фильм оказался и мрачным пророчеством о том, что развитие технологий приведет к биовласти капитализма, и интересным высказыванием о человеческой природе (за это отвечает сюжет с андроидом), и картиной об ужасах божественного, потому что ксеноморф, конечно, тот еще левиафан. Сиквелы развивали наследие шедевра Скотта в самых разных направлениях: Джеймс Кэмерон сконцентрировался на том, как именно вести борьбу не просто с очередным врагом, а со смертью как таковой; Дэвид Финчер снял кино о страшном боге (непорочное зачатие включено), а Жан-Пьер Жёне доказал, что страшилка к четвертому пересказу всегда превращается в анекдот. А через пятнадцать лет к франшизе вернулся ее создатель и снял два приквела, которые можно смело причислить к высшим достижениям поникшей фантастики десятых. «Прометей» и «Чужой: Завет» Скотта показывают, что спустя тридцать лет после первого фильма автора окончательно перестали волновать люди – бегают, суетятся, задают вопросы, получают ответы, ничего нового, – и стало волновать что-то другое. С дарвинистским запалом режиссер изучает ксеноморфов, которые вот-вот станут, кажется, протагонистами его картин, и возвращается к темам «Бегущего по лезвию», исследуя отношения человека и робота, творца и творения. Но главной темой приквелов все же остается не повестка юношеского кружка робототехники, а евангельская драма: «Отец, для чего ты меня оставил?».
1. «Чужой»
Экипаж корабля «Ностромо» вместо возвращения домой после утомительной миссии делает крюк к неизвестной планете и обнаруживает там жизнь (ксеноморфов) и смерть (свою). «Чужой» – одна из лучших картин об одиночестве в космосе, где надеешься найти дом, а находишь смерть. В числе главных находок Ридли Скотта: лейтенант Рипли в исполнении Сигурни Уивер, антипод классической final girl и до сих пор одна из самых сильных героинь в хорроре и фантастике; ощущение параноидального ужаса от того, что чужой в мире не только ксеноморф, но и человек; и фантастический твист с членом экипажа-андроидом, который ставит ребром главный вопрос франшизы: что такое человек? При всем этом, будучи «серьезным» хоррором, «Чужой» – во многих отношениях и забавная картина о том, как офицер космического корабля полфильма убегала от гигантского таракана в поисках рыжего кота.
Кадр из фильма «Чужой», 1979, реж. Ридли Скотт
2. «Прометей»
Почему-то никому особо не понравившийся фильм, который можно назвать лучшей работой Ридли Скотта за последние двадцать лет. Если «Чужой» – это Библия (все путано, Бог страшный, смерть близко), то «Прометей» – это Евангелие, то есть все то же самое, но главный герой рефлексирует. Андроид в исполнении Фассбендера – существо двойственной природы, наполовину человек, наполовину железка, но примерно так Скотт видит Христа, и это если даже неверно, все равно завораживающе. В числе лучших находок картины и Нуми Рапас, мечтающая узнать, как был создан мир. Вообще, фильм сюжетно повторяет «Чужого», только с неожиданного ракурса и в более масштабных декорациях. Кино о победе над смертью переиграно здесь как история о том, что у смерти и жизни один создатель, и неясно, на чьей он стороне. Довольно безнадежно, конечно, но об этом и вся франшиза.
Кадр из фильма «Прометей», 2012, реж. Ридли Скотт
3. «Чужие»
Милитаристскую фантазию Кэмерона многие причисляют к сиквелам, которые оказались лучше оригинала, но это в лучшем случае полуправда. Это хороший, конечно, фильм, но не «Крестный отец II». Проспав после предыдущей картины шестьдесят лет, Рипли оказывается в дивном новом мире, только чтобы выяснить, что он такой же, как и старый. Бессердечные капиталисты все так же бессердечны, человеческая жизнь все так же настолько бесценна, что продается за бесценок и так далее. Из сильных моментов: пародия на патриотические фильмы («Каждый день в пехоте – праздник»), борьба Рипли с маткой ксеноморфа и, конечно, вся линия с андроидом. Но «Чужим» отчаянно не хватает глубины; это лихой фильм, но, увы, совсем не страшный, да и космический ужас в нем можно переехать на бронемашине.
Кадр из фильма «Чужие», 1986, реж. Джеймс Кэмерон
4. «Чужой: Завет»
Умное и увлекательное, хотя и слегка путаное кино, в котором Ридли Скотт пытается скрестить масштаб «Прометея» и клаустрофобность первого «Чужого». Успех, мягко говоря, переменный, зато здесь есть два Фассбендера по цене одного и Кэтрин Уотерстоун в роли почти-Рипли-но-не-совсем. Уотерстоун просто радует, а Фассбендер поражает: смотреть на конфликт сыгранных им двух роботов – Давида из предыдущего фильма и Уолтера, обновленную модель, – можно бесконечно. Еще у фильма прекрасное начало: Фассбендер играет «Полет валькирий» Вагнера, Гай Пирс играет в бога. Смущает в этом празднике смерти разве что некоторая мизантропия Скотта, который в случае техно-апокалипсиса, кажется, будет на стороне машин. Хотя это, наверное, было понятно еще после «Бегущего по лезвию».
Кадр из фильма «Чужой: Завет», 2017, реж. Ридли Скотт
5. «Чужой 3»
Дети вырастают, мужчины погибают, а женщинам еще приходится как-то жить. Об этом, собственно, весь фильм. Режиссерский дебют Финчера вначале было принято ругать, теперь принято хвалить, а правда, как часто бывает, – посередине: это местами очень дурацкий фильм с большим потенциалом, многие его элементы на бумаге очевидно казались прорывными, но в итоговую картину попали в лучшем случае недоработанными. Чем, к примеру, верующие зеки отличались бы от зеков-атеистов, решительно непонятно, а их неистовой религиозности при этом посвящено минут десять и без того затянутого хронометража. Тем не менее здесь есть Чарльз Дэнс в роли доктора трагической судьбы («Морфий», честное слово) и лучшая фраза Рипли за всю долгую историю ее борьбы с ксеноморфами: «Да не бойся, не обижу, ты мне уже как семья».
Кадр из фильма «Чужой 3», 1993, реж. Дэвид Финчер
6. «Чужой 4: Воскрешение»
Интересный пример того, как режиссура вступает конфликт со сценарием. То, что на бумаге было драмой о поиске себя и принятии чужого (и Чужого) в себе, превратилось стараниями Жана-Пьера Жёне в фантасмагорическую басню с бандой лихих наемников, безумными учеными, человечным роботом (в исполнении экспрессивной Вайноны Райдер) и Рипли, для которой за четыре фильма Чужими стали уже не ксеноморфы, а люди. Это красивый, хотя и странный фильм, который многие критикуют за избыточность, что, наверное, не слишком разумно. Все-таки это «Чужой» от режиссера «Амели». Если вам такое нравится, то удовольствие на раунд обеспечено.
Кадр из фильма «Чужой 4: Воскрешение», 1997, реж. Жан-Пьер Жёне
7. «Чужой против Хищника»
Тактика против настроя по-американски, техническое поражение, правда, уже засчитано зрителям. Странная и необычайно скучная резня происходит в кромешной тьме, то есть совсем ничего не видно, но, если честно, не очень-то и хотелось. Не слишком понятно, что должно случиться с человеком, чтобы он снял такой фильм. Особенно, если этот же человек (Пол У. С. Андерсон незабвенный) десятью годами ранее снял, может, и не образцовый, но, в общем-то, талантливый сай-фай хоррор «Сквозь горизонт». Но что случилось, то случилось, хотя лучше не случалось бы никогда. Хуже «Чужого против Хищника» может быть только «Фредди против Джейсона». Хотя нет, есть еще следующий фильм в нашем рейтинге.
Кадр из фильма «Чужой против Хищника», 2004, реж.Пол У. С. Андерсон
8. «Чужой против Хищника: Реквием»
Реквием в этом фильме разве что по мечте, потому что провожать двух титульных чудовищ таким пафосным образом после этого затянутого фарса совершенно невозможно. Зато вполне можно попрощаться с хорошим вкусом, верой в человечество и надеждой на светлое будущее. Если вы еще не сделали этого во время просмотра предыдущего фильма, то теперь уже точно пора. Радует во всем этом только то, что права на «Чужого» и «Хищника» были у 20th Century Fox, а не у New Line Cinema, иначе и Чужой, и Хищник все-таки пошли бы в третьей части стенкой на стенку против Джейсона и Фредди.
Кадр из фильма «Чужой против Хищника: Реквием», 2007, реж. Грег Страузе, Колин Штраус