В конце 80-х мы уже были приобщены к шедеврам Голливуда в видеосалонах, и удивить нас чем-либо было сложно, но в то же время и в кинотеатрах стали показывать штатовские фильмы, и смотреть их на большом экране, а не на старом «Электроне», было все же прикольнее.
Вот именно тогда, я и смотрел в кинотеатре «Человек со звезды».
Сняли его еще в 1984 году, но до нас он дошел далеко не сразу, а дошел он до нас по той же причине, по которой в свое время показывали и «Ангар 18» - в обоих фильмах негативно показывали и власти США, да и все капиталистическое общество в целом.
Сейчас пересматривая этот фильм, я понимаю, что как таковых спецэффектов в нем не так-то и много, но нас, тогдашних советских подростков они впечатляли. Но скорее всего, цепляло кино не эффектами едиными – был в нем и посыл, нам вполне понятным.
Я, как и многие мои сверстники увлекался фантастической литературой, и доступна нам была в основном, литература советских фантастов, а она в той или иной степени была утопическая, потому что мир будущего, который писатели рисовали в своих произведениях был близок к тому коммунистическому раю, который все советские люди и строили – абсолютное равенство, всеобщий достаток, этическая и моральная гармония, а главное будущее было мирным, и даже инопланетяне прилетали на Землю не ради ее захвата, а с мирными и благородными миссиями.
А вот западная фантастика была про другое – общество будущего было капиталистическое, и оно постоянно боролось с какими-то враждебными нашествиями – то монстры из глубин, то клоуны-убийцы из космоса, то вторжение коммунистов – в любом случае, именно США всех в конечном итоге спасало, и особая роль в этом спасении была отведена спецслужбам и вооруженным силам.
И часто в книгах и фильмах поднималась проблема – а правильно ли реагирует правительство той же США (ну, или их спецслужбы) на угрозу, часто высосанную из пальца.
Хоть у Спилберга в «Инопланетянине», хоть у Карпентера в «Человеке со звезды» реакция правящих кругов выглядит неадекватно – пришельцы в данном случае не представляют потенциальной угрозы, но их все равно преследуют, вплоть до того, что лучше изучать их труп, а не вести конструктивный диалог.
Но и это не все – в фильмах и книгах часто негативно показано и само общество, которое так же враждебно настроено не только к пришельцам, но и просто к чужакам.
И здесь тоже инопланетянин, которого, кстати, играет будущий Чувак Джефф Бриджес, все время сталкивается с негативным и, даже, враждебным отношением к себе от местных. И это они еще не знают, что он с другой планеты.
Сейчас, думаю, многие тоже поняли бы американцев, которые наезжают на непонятного мутного хмыря, но для советского зрителя, воспитанного в других реалиях, и с другими моральными ценностями это казалось по меньшей мере опрометчивым и недопустимым поведением.
Мне кажется, советский человек всегда был настроен позитивна, он был наивен и доверчив, не ожидая подвоха там, где его видели люди, выросшие при капитализме, где, как известно, человек человеку волк!
И, собственно говоря, думаю, Карпентер и снимал фильм об этом, пытаясь донести до зрителя, что пришелец более человечен, чем сами люди. Да, его поступки часто по-детски наивны, но посыл понятен – он против жестокости, против убийства, именно поэтому он оживляет оленя, но и это не все, он считает, что и его жизнь не настолько важна, как жизнь другого человека, и он готов ею пожертвовать – он идеалист из утопического, для нас, живущих в капитализме, мира, мира нереального и непонятного.
Как на сегодняшний день, фильм, конечно, устарел, и смотрится совсем не так, как виделся он нам в конце 80-х, но тем не менее. Это фильм Карпентера, а у этого режиссера плохих фильмов почти и нет, да и «Человек со звезды» так же был номинирован на разные награды, так что и на тот момент в нем видели не просто кино, а хорошую историю, наполненную глубоким смыслом.