«Какова цена лжи? Дело не в том, что мы путаем её с правдой. Самое опасное, что если долго слушать ложь, совсем забудешь как выглядит правда».
Это – первые слова, которые слышит зритель, решивший посмотреть нашумевший несколько лет назад мини-сериал «Чернобыль» (2019). И хотя сказаны они в отношении Советского Союза и всей его политической и социальной системы, но актуальны как никогда и сегодня.
«Чернобыль» – это фильм о человеческой слабости, но и о человеческом героизме. О халатности и лживости, но и о решительности и гениальности. И, конечно же, о катастрофе, о чудовищной трагедии, которая в одну секунду не только разрушила судьбы тысяч людей, но и навсегда изменила наш мир.
Сюжет сериала знает, наверное, каждый: взрыв на Чернобыльской АЭС и процесс ликвидации оной. А также, разумеется, поиски ответа на извечный вопрос: кто виноват? И как вообще такое могло произойти?
Впрочем, «Чернобыль» является выдающейся работой (да, я не побоюсь дать столь высокую оценку: он именно выдающийся) не благодаря своему сюжету; для жанра исторического кино, которое привязано к событиям, известным каждому, и не терпит каких-либо радикальных отклонений, данный аспект не является ключевым. Нет, меня «Чернобыль» поразил своей правдоподобностью. И здесь речь даже не столько о самой аварии, сколько о поразительно точном изображении жизни в СССР 80-х годов. И это при том, что сериал-то является британо-американским. То есть люди, создавшие столь реалистичную картину, в своей жизни ничего подобного не проживали, у них абсолютно иной опыт и иная культурно-социальная парадигма, в которой они формировались. Тем не менее, им – и режиссёру, и сценаристу, и актёрам, и операторам, и гримёрам, и всем-всем-всем – удалось прочувствовать и воплотить на экране тот труднопередаваемый дух предзакатной советской империи. Конечно, при большом желании в кадре можно отыскать небольшие неточности, но, напомню, это – художественное кино, а не научная работа; здесь уместен подход «я художник, я так вижу», если это положительно сказывается на кинематографичности и не ломает смысл всей картины. И так как здесь эти незначительные отклонения от «истины в последней инстанции» не играют никакой существенной роли, то их можно смело опустить. В конце концов, вы можете вспомнить какой-либо другой американский фильм, в котором столь детально был бы воссоздан Советский Союз? Я – нет.
Посыл же «Чернобыля» не только в том, чтобы рассказать по возможности большему количеству людей о той ужасной катастрофе (уверен, многие зрители сериала имели весьма посредственное представление о том, что произошло 26 апреля 1986 года; в особенности – молодёжь), но и наглядно продемонстрировать, к чему приводит существование государств и обществ, построенных на лжи и страхе.
После просмотра «Игры престолов» я планировал взять паузу и не смотреть сериалы ещё очень и очень долго. Но «Чернобыль» стоит того, чтобы закрыть глаза на свой сериальный «целибат» и познакомиться с этим шедевром кинематографа.
* * *
P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.
Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!
Это – первые слова, которые слышит зритель, решивший посмотреть нашумевший несколько лет назад мини-сериал «Чернобыль» (2019). И хотя сказаны они в отношении Советского Союза и всей его политической и социальной системы, но актуальны как никогда и сегодня.
«Чернобыль» – это фильм о человеческой слабости, но и о человеческом героизме. О халатности и лживости, но и о решительности и гениальности. И, конечно же, о катастрофе, о чудовищной трагедии, которая в одну секунду не только разрушила судьбы тысяч людей, но и навсегда изменила наш мир.
Сюжет сериала знает, наверное, каждый: взрыв на Чернобыльской АЭС и процесс ликвидации оной. А также, разумеется, поиски ответа на извечный вопрос: кто виноват? И как вообще такое могло произойти?
Впрочем, «Чернобыль» является выдающейся работой (да, я не побоюсь дать столь высокую оценку: он именно выдающийся) не благодаря своему сюжету; для жанра исторического кино, которое привязано к событиям, известным каждому, и не терпит каких-либо радикальных отклонений, данный аспект не является ключевым. Нет, меня «Чернобыль» поразил своей правдоподобностью. И здесь речь даже не столько о самой аварии, сколько о поразительно точном изображении жизни в СССР 80-х годов. И это при том, что сериал-то является британо-американским. То есть люди, создавшие столь реалистичную картину, в своей жизни ничего подобного не проживали, у них абсолютно иной опыт и иная культурно-социальная парадигма, в которой они формировались. Тем не менее, им – и режиссёру, и сценаристу, и актёрам, и операторам, и гримёрам, и всем-всем-всем – удалось прочувствовать и воплотить на экране тот труднопередаваемый дух предзакатной советской империи. Конечно, при большом желании в кадре можно отыскать небольшие неточности, но, напомню, это – художественное кино, а не научная работа; здесь уместен подход «я художник, я так вижу», если это положительно сказывается на кинематографичности и не ломает смысл всей картины. И так как здесь эти незначительные отклонения от «истины в последней инстанции» не играют никакой существенной роли, то их можно смело опустить. В конце концов, вы можете вспомнить какой-либо другой американский фильм, в котором столь детально был бы воссоздан Советский Союз? Я – нет.
Посыл же «Чернобыля» не только в том, чтобы рассказать по возможности большему количеству людей о той ужасной катастрофе (уверен, многие зрители сериала имели весьма посредственное представление о том, что произошло 26 апреля 1986 года; в особенности – молодёжь), но и наглядно продемонстрировать, к чему приводит существование государств и обществ, построенных на лжи и страхе.
После просмотра «Игры престолов» я планировал взять паузу и не смотреть сериалы ещё очень и очень долго. Но «Чернобыль» стоит того, чтобы закрыть глаза на свой сериальный «целибат» и познакомиться с этим шедевром кинематографа.
* * *
P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.
Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!