С незапамятных времен Луна притягивала взоры людей. О ней слагали песни, ее рисовали на картинах, про нее писали рассказы и романы. Кино не стало исключением. В честь очередной годовщины первой высадки человека на Луну редакция The Universe Space Tech составила подборку из пяти наиболее примечательных фильмов о спутнице нашей планеты.
«Женщина на Луне» (1929 год)
Луна впервые появилась на большом экране буквально через несколько лет после создания кинематографа — в вышедшем в 1902 году немом фильме «Путешествие на Луну». Однако, при всей его знаковости, это все же была фарсовая комедия. Первым же действительно «серьезным» фильмом про естественную спутницу нашей планеты стала картина немецкого режиссера Фрица Ланга «Женщина на Луне».
«Женщина на Луне» может быть интересна современному зрителю по нескольким причинам. Во-первых, сейчас она считается первым в истории космическим блокбастером. Во-вторых, техническим консультантом картины выступал Герман Оберт — выдающийся немецкий инженер, считающийся основоположником ракетостроения. Более того, в павильоне, где снимался фильм, в период летних каникул 1929 года работал простым подсобным рабочим 17-летний Вернер фон Браун. Спустя сорок лет под его руководством NASA осуществила реальный полет человека на Луну.
Конечно, многие моменты, касающиеся демонстрации космического полета, а также самой Луны, сейчас вызывают улыбку. Те не менее, в «Женщине на Луне» можно найти на удивление много деталей, совпавших с последующей реальностью: от вида стартового комплекса до использования многоступенчатой жидкостной ракеты. Наконец, именно создатели этого фильма придумали предстартовый обратный отсчет. Изначально он был задуман как драматический прием для нагнетания напряжения, но оказался настолько удобным, что впоследствии естественным образом перекочевал в практику реальных ракетных пусков.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968 год)
Конечно, «Космическую одиссею 2001 года» нельзя назвать исключительно фильмом про Луну. Картина Кубрика охватывает намного более широкий спектр, включая эволюцию человечества, первый контакт с внеземной жизнью и опасность искусственного интеллекта.
Тем не менее, наше ночное светило также играет весьма значимую роль в «Космической одиссее». Несмотря на солидный возраст картины Кубрика, созданный ею образ ближайшего будущего, в котором человечество построило базы на Луне, куда с Земли летают регулярные пассажирские рейсы, по-прежнему выглядит весьма убедительно. Именно на него ориентируются многие космические предприниматели современности, пытающиеся сделать космос доступным для обычных людей.
Реалистичность «Космической одиссеи» в определенной степени даже сослужила ей злую службу, породив массу теорий заговора о том, что на самом деле Кубрик снимал полеты Apollo на Луну. Хотя, если сейчас внимательно пересмотреть лунные сцены «Космической одиссеи» то наоборот, несложно заметить, что несмотря на отменную для тех лет визуальную составляющую, в некоторых моментах создатели все же промахнулись, допустив ряд ошибок. Впрочем, это нисколько не умаляет значимости картины, давно ставшей классикой научной фантастики.
«Аполлон-13» (1995 год)
Есть плохие фильмы про космос, есть хорошие фильмы про космос, а есть — «Аполлон-13». Картина Рона Ховарда давно стала эталоном, с которым сравнивают любое космическое кино. И в этом нет ничего удивительного. Блестящий актерский состав, отличная режиссура, а самое главное — настолько драматичная история, что Голливуду даже не пришлось ничего додумывать и приукрашать. Практически все, что мы видим в фильме, было на самом деле. Говорят, что, посмотрев кино, один из критиков даже оставил гневный отзыв, обвинив создателей фильма в том, что они испортили хорошую картину типичным голливудским хэппи-эндом.
Еще один важный козырь фильма — техническая реалистичность. Для создания декораций лунного и командного модуля была привлечена компания, занимавшаяся реставрацией настоящего командного модуля Apollo 13. Костюмы, надетые на актеров в сценах пуска ракеты Saturn V, представляли собой точные копии настоящих скафандров NASA. А еще в фильме самая настоящая невесомость. Разумеется, актеры не летали в космос. Вместо этого их посадили в «Рвотную комету».
«Рвотной кометой» называется самолет KC-135, используемый NASA для подготовки будущих астронавтов. Он летает по параболической траектории, что позволяет воссоздать эффект отсутствия силы тяжести примерно на 25 секунд. Для «Аполлона-13» внутри самолета была размещена декорация космического корабля, в которой затем и снимались эпизоды с невесомостью.
Учитывая все это, неудивительно, что NASA регулярно включает «Аполлон-13» в свои списки лучших фильмов о космосе. А участвовавшему в спасении экипажа корабля легендарному руководителю полетов Джину Кранцу так понравилась сказанная его героем в фильме фраза «Неудача — не вариант» (Failure is not an option), что впоследствии он выбрал ее для названия автобиографии.
«Луна 2112» (2009 год)
Если предыдущие фильмы в нашей подборке посвящены либо первым полетам к Луне, либо ее тайнам, то «Луна 2112» — это в значительной степени производственная драма. Ее действие разворачивается в мире будущего, в котором человечество давно освоило спутницу нашей планеты и использует ее для промышленной добычи гелия-3.
Конечно, «Луна 2112» не может похвастаться каким-то огромным бюджетом. Это весьма минималистичная история. Но кино берет не масштабом, а массой интересных идей, непростыми моральными дилеммами, стилистикой, музыкой и прекрасной актерской игрой Сэма Роккуэла.
Меланхоличное настроение «Луны 2112» и размеренный темп повествования, вероятно, подойдут не всем зрителям. Но тем, кто ставит идею и ее исполнение выше буйства спецэффектов, кино Данкана Джонса, скорее всего, придется по вкусу.
«Человек на Луне» (2018 год)
В 1969 году Нил Армстронг стал первым человеком на Луне. Но кем он был как личность? На этот вопрос сложно ответить, ведь астронавт не оставил официальных мемуаров и не очень охотно общался с прессой. В то же время не секрет, что Армстронг описывался всеми близкими и друзьями как исключительно скромный человек. И после полета на Луну он не стал эксплуатировать свалившуюся на него славу, отказавшись от массы весьма выгодных предложений как в сфере бизнеса, так и политики.
Фильм Дэмьена Шазела «Первый человек» является одной из попыток дать ответ на вопрос о том, кем же был Армстронг. Картина основана на книге «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга» и предлагает собственную, довольно грустную версию его решения стать астронавтом и полететь на Луну.
Стоит сказать, что выбранная режиссером трактовка разделила как фанатов космонавтики, так и зрителей. Кто-то ее похвалил, кто-то, наоборот, считает, что Шазел перегнул палку, изобразив Армстронга слишком замкнутым в себе, отстраненным и вечно грустным человеком, который в реальности никогда не был бы выбран для полета на Луну.
Но вот к чему совершенно невозможно придраться, так это к технической стороне картины. Полеты на X-15, пуски ракет, неудачная стыковка на орбите, драматичная посадка Apollo 11 — все эти эпизоды сделаны на максимально высоком техническом уровне. Благодаря этому при просмотре фильма в самом деле начинаешь чувствовать, каково это — находиться в похожем на гроб тесном космическом корабле, отделенном от враждебного и безжизненного космоса тонкой оболочкой. Уже одного этого более чем достаточно, чтобы обратить внимание на «Человека на Луне».