День рождения. Кэмерон Кроу

7790140_original.png

Кэмерон Кроу (Cameron Crowe, 13 июля, 1957) — американский кинорежиссёр и сценарист, лауреат премии «Оскар» в 2001 году за сценарий фильма «Почти знаменит». 

В режиссёрском кресле Кроу дебютирует в 1989 году, сняв романтическую картину «Скажи что-нибудь» с участием Джона Кьюсака. Настоящая общемировая слава приходит к Кэмерону через 7 лет благодаря картине «Джерри Магуайер». Кроу впервые был номинирован на «Оскар», остался без награды, но взял своё на церемонии 2001 года, где получил статуэтку за сценарий во многом автобиографической киноленты «Почти знаменит» (Almost Famous). В тот год он снимает Тома Круза в главной роли в драме «Ванильное небо» — ремейке аменабаровской картины «Открой глаза». Фильм Кроу был крайне неоднозначно воспринят критиками, но собрал в мировом прокате более 200 миллионов долларов и стал культовым в среде киноманов. 

Точно — не на один просмотр фильм!

4092714_800.jpg

Почему фильм здесь и у меня в единственном числе?..

А вот американцы любят успешные европейские фильмы в своем Голливуде переснять с надеждой и дубовой уверенностью, что у них лучше получится. Но не всегда. Особенно, когда в европейских фильмах уже харизматичные ребята засветились. Здесь случай удачный — европейцы в 1997 году продемонстрировали оригинальнейшие интригу и сюжет, а американцы в 2001 году пересняли изысканно и эстетски с воистину звездами (да еще какими!):

— Том Круз (Top Gun, Rain Man, The Firm, Mission: Impossible с продолжениями, Eyes Wide Shut, Minority Report, Knight & Day, Jack Reacher, Edge of Tomorrow, etc.);

— Пенелопа Крус (Jamón, jamón; Abre los ojos — Открой глаза; Blow; Gothika; Vicky Cristina Barcelona; Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides; Loving Pablo; The Murder on the Orient Express; etc.);

— Кэмерон Диас (The Mask, Charlie's Angels, The Holiday, Knight and Day, etc.);

— Курт Рассел (Escape From New York, The Thing, Big Trouble in Little China, Overboard, Tango & Cash, Stargate, Escape from L.A., 3000 Miles To Graceland,  Death Proof , Fast & Furious 7, Guardians of the Galaxy: Vol 2, etc.);

— Джейсон Ли, Тимоти Сполл, Тильда Суинтон, Майкл Шэннон ... Стивен Спилберг, etc.

Словом, на них просто приятно посмотреть, а тут они ещё местами и выкладываются по полной!

Сразу надо сказать, что фильм фантастический; а основная интрига в том, что фильм плавно и незаметно перетекает из реальности в нереальность... И при первом просмотре фильма этот переход, как правило, незаметен... Тем более такое кипение чувств и восторженная игра актеров!

А этот момент перехода объявляется явным порядком только в конце фильма, ошарашивая таким разворотом событий большинство поглощенных развитием сюжета и межличностных отношений зрителей.

Таки вот — надо бы теперь и посмотреть второй раз, чтобы сказать: «Да, вот он этот момент, я его и в первый раз сразу заметил; не зря картина Клода Моне "Ванильное небо" нам представлена была...»

Итак, вкратце по сюжету, не раскрывая интриги (до определенного момента).

Богатенький наследник бизнеса непрерывно борется с советом директоров, пытающихся вытеснить его из бизнеса ушедшего в мир иной отца, списывает все свои проблемы в жизни на происки директоров и бегает за симпатичными девицами в соответствии с потребностями молодого возраста и имеющимися бездонными средствами.  При этом он не испытывает никаких угрызений, как там её — совести, когда на вечеринке "дает от ворот поворот" прежней пассии и заводит шашни с подругой своего лепшего друга.

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

Да, надо отметить преемственность Пенелопы Крус в этих двух фильмах — так сказать душа всего действа!

А бывшая подруга — рядом, и готова возобновить отношения, вычитав изрядную долю моральных и эротико-педагогических сентенций коварному любовнику.

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

И что ж — нет не подбросить она его решила, куда надо; а отправить вместе с собой на тот свет. Что логично! Ну, в отношении себя её планы воплотились в жизнь и смерть. А мальчик очень даже уцелел, но не лицом; что очень даже неприемлемо  для искателя женского внимания.

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

И в какой-то момент течение фильма перетекает своей локализацией в психиатрическую клинику при тюрьме, где наш сейчас несимпатичный герой пребывает в маске и пытается почему-то объяснить психиатру кого и за что он убил.

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

Смутен и сбивчив рассказ пациента, но в итоге удается выяснить у него, что в какой-то период жизнь у него наладилась — хирурги выправили имидж к удовлетворительным эксплуатационным характеристикам, получилось восстановить отношения с персонажем Пенелопы.

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

Но временами Дэвида Эймса (во втором случае — Том Круз) посещают глюки с  возвращением в зеркале бессонной ночью уродливого образа — то ли сон, то ли явь?! Сыграно (во втором кинематографическом случае) жутко и идеально, такое отчаяние и разочарование — просто шедевр!

Но дальше больше... На любовном  ложе вдруг оказывается вместо Софии (Пенелопа Крус) бывшая девушка... и всё это в процессе экстатического соития, когда уже и прерваться просто нельзя; когда у одного ужас и безысходность во взгляде и в движениях, а у второй — беспредельное счастье и безумный оргазм! Очень сильная сцена — я одновременно ощущал эмоции и накатывающегося подспудного страха, и вдруг непонятного счастья, что так сильно никто ещё не играл свои роли!

Нет, Эймс не потерпел обмана:

Открой глаза Открой глаза
Ванильное небо Ванильное небо

СПОЙЛЕР № 1 (не читайте далее, если будете смотреть).

Клод Моне Ванильное небо Клод Моне Ванильное небо

Так вот нет — эта девушка и есть София (тому многочисленные доказательства), а Эймс поэтому неправ и в тюрьме. 

Но психолог не прост — он ищет, где тут жизнь и где там глюки. И выясняется, что Эймс к тому же посещал научно-фантастическую контору, которая дает жизнь после смерти (а для этого, поверьте, поводы и поступки были). И ребята отправляются именно к ним. 

СПОЙЛЕР № 2 (не читайте далее, если будете смотреть).

Именно та картина Именно та картина

Да, Эймс с определенного момента (времени? жизни?) не живет — а грезит (а вот с какого именно момента мы все и прозевали...). И все его ужасы — плод его дремлющего воображения (впрочем, увы, как и неожиданные радости бытия). И к нему в грёзы уже прибывала специфическая техподдержка для "ремонта" грёз и отладки положительных эмоций... Нет, в итоге Эймс сам фактически реализовал свой кошмар в своих грёзах; как выход — ему предложено просто проснуться...

P.S. "Открой глаза" — сигнал будильника.

Вывод: Мы живём, а не грезим, и ничего не мешает нам не превратить нашу жизнь в кошмар.