Обзор на четвёртый сезон сериала «Очень странные дела»: что-то страшное грядёт

1059654_800.jpg

Посмотрел четвёртый сезон «Очень странных дел» от Netflix. Свершилось, «Очень странные дела» стали опять странными, мрачными и пугающими. После весьма сомнительного третьего сезона, когда у сериала полностью поменялась тональность в сторону легковесного шапито-шоу с несмешными шутками уровня детского сада, проект братьев Даффер перестал пробуждать моего внутреннего ребёнка, любящего приключения и стилистику 80-х.

Но вот вышел четвёртый сезон и мой внутренний ребёнок снова ожил. Новый сезон не только вернулся к мрачной тональности и хоррору, но и пробудил те забытые чувства, что когда-то подарил первый сезон. Скажу даже больше: четвёртый сезон в каких-то аспектах стал для меня любимым.

1059854_800.jpg

Братья Дафферы словно услышали мои прошлые претензии и перестали заниматься только отсылками и формализмом, и начали глобально двигать основной сюжет. Все прошлые вопросы касательно мифологии Изнанки, причин атак на Хокинс и целей злодеев нашли свои ответы и объяснения. То есть это не очередное весёлое приключение, стремящееся к статус-кво, а кардинальный эпический сдвиг сюжетного нарратива к финальному замесу, который должен произойти в предстоящем последнем сезоне. Спустя три сезона у абстрактного зла наконец появилось лицо в виде Векны с пугающими способностями и конкретной мотивацией. Он действительно вызывает тревогу и страх, что отлично работает в плане хоррора, толсто намекая на «Кошмар на улице Вязов».

1060128_800.jpg

И тут нельзя не упомянуть об отсылках, которые, как и всегда, изящно вплетены в ткань повествования, где помимо ужастика Уэса Крэйвена и короткого присутствия Роберта Инглунда, братья Даффер также берут за основу роман Стивена Кинга «Кэрри» и обнажают тему школьного буллинга в лице Одиннадцатой. Что отлично приоткрывает не только травматический опыт и переживание главной героини, но и её прошлый опыт, коррелирующий с настоящими. Любопытно как Дафферы используют поп-культурные отсылки в контексте. Одновременно у них есть чисто гиковские моменты, отсылающие, например, к «Молчанию ягнят» или «Хэллоуину», а есть социальные, связанные с конкретной эпохой 80-х, в данном случае тут упоминается феномен satanic panic, который Дафферы используют в сюжетной линии школьных футболистов. Как удачно они это используют? Другой вопрос.

1060494_800.jpg

По части недостатков к четвёртому сезону, конечно, есть что предъявить. Слишком много персонажей; некоторые сюжетные арки выполняют функциональную роль, как и некоторые герои; и братья Дафферы слишком берегут своих персонажей. Но лично я нашёл на каждый недостаток свой контраргумент. Да, героев стала много, и кто-то ушёл на задний план, но Дафферы за эти сезоны так детально прописали каждого из них, что мне просто приятно смотреть на то, что они делают. При том, что именно в этом сезоне Одиннадцатая обретает более глубокий и объёмный образ и предысторию; а Нэнси проявляет более активную роль и лидерство; лучшая из сюжетных линий тут неожиданно у Макс, а песня Кейт Буш «Running Up That Hill» у меня первая в плейлисте; не говоря уже о новичке Эдди, который для многих и вовсе стал открытием года. Конечно, ветка в Гулаге — это, бесспорно, филлер, но когда Хоппер берёт меч и сражается с Демогоргоном, то тут я понимаю, что я снова фанат Stranger Things.

1060718_800.jpg