В 2008 году Marvel Studios положила начало собственной кинематографической вселенной, выпустив первого «Железного человека». Это стало поистине уникальным явлением в кинематографе. Несмотря на то, что киновселенной Marvel уже почти 15 лет и практически все крупные студии хотели создать нечто подобное, никому этого ещё не удалось (можно вспомнить неудачи Universal с её монстрверсом или Warner Bros. со вселенной DC, до сих пор не имеющей логики).
Почему фильмы Marvel работали?
В первых фильмах студия тщательно выстраивала историю собственного мира, объясняя правила и рассказывая о разных его гранях. Научные достижения Тони Старка, инопланетное происхождение Тора и так далее. Все истории сходились в одну в больших кроссоверах. Затем каждый новый фильм учитывал все события предыдущих и это хорошо работало. Конечно, с расширением вселенной у Marvel случались нестыковки, добавилась магия, которая ломает устоявшиеся правила, появился дисбаланс в силах некоторых героев, начались проблемы с уникальностью (многие новые фильмы, особенно первые сольники — ориджины, следовали стандартной и проверенной схеме повествования) и так далее. Но всё это не мешало рассказывать связанные между собой истории и сводить их в такие эпичные картины, как «Мстители: Финал».
«Ванда/Вижн»
- Кинопоиск: 7,5.
- IMDb: 7,9.
В следующей фазе киновселенной (после четвёртых «Мстителей») Marvel Studios для расширения возможностей для рассказа нестандартных историй захотела использовать сериалы. Она отозвала права у всех партнёров (ABC, Netflix, Hulu) и занялась производством шоу для Disney+, где находится библиотека фильмов Marvel. 15 января 2021 года вышел первый сериал — «Ванда/Вижн». Огромный бюджет, сравнимый с самыми дорогими фильмами, и герои первой величины: Алая Ведьма и Вижн. Более того, с первой же серии зрители получили что-то абсолютно непохожее ни на что из ранее увиденного во всей киновселенной — пародию на старые американские ситкомы.
Однако уже в середине сезона сериал превратился в типичный супергеройский проект со всеми возможными штампами, клише, провалами в мотивации злодеев и так далее. Также в глаза стало бросаться, что необходимость растягивать бюджет фильма на гораздо больший хронометраж ударила по спецэффектам. В итоге от стопроцентных положительных отзывов на первые серии сериал скатился к гораздо более скромным результатам. Хотя проект всё ещё был крепко связан с основной историей, имел достаточное количество положительных моментов и вызывал надежду на лучшее будущее для многосерийных проектов от Marvel.
«Сокол и Зимний солдат»
- Кинопоиск: 6,3.
- IMDb: 7,2.
Следующим же сериальным проектом Marvel Studios стал «Сокол и Зимний солдат», где впервые проявилась главная проблема — большинство сериалов всё же будет не о главных героях, а о второстепенных персонажах. О том, что данный проект не будет особо популярным, было понятно ещё во время анонса первых трёх шоу. Было очевидно, что фанаты больше ждут «Ванду/Вижена», где герои обладают различными сверхъестественными способностями, а также «Локи», звездой которого должен стать любимец публики скандинавский бог хитрости в исполнении Тома Хиддлстона. Сэм Уилсон (Сокол) и Баки Барнс (Зимний солдат) — значительно уступают в популярности и интересности для зрителей.
Сериал, по большому счёту, стал обычной семейной драмой с примесью боевика, действие которой происходит в рамках кинематографической вселенной Marvel. Да, главными героями в нём выступают хоть и второстепенные, но узнаваемые персонажи из фильмов, история прямо вытекает из событий «Мстителей». А идея углубиться во внутренние переживания персонажей сама по себе очень хороша. Но сериал вышел скучным. Если бы данную историю смонтировали в фильм, то он бы стал самым провальным в киновселенной. То есть Marvel Studios показала, что некоторые сериалы будут просто филлерными историями, которые бы просто провалились в прокате.
«Локи»
- Кинопоиск: 7,7.
- IMDb: 8,2.
И вот Marvel Studios выпускает один из главных проектов, который должен был доказать, что сериалы также будут очень важной частью киновселенной и их нельзя пропускать. Отчасти это удалось, ведь «Локи» до сих пор остаётся лучшим шоу по мнению зрителей. И сериал на самом деле важный, ведь именно в нём была впервые представлена концепция мультивселенной, а также, возможно, один из главных злодеев четвёртой фазы (или даже целого цикла, как было с Таносом). Но даже у «Локи» есть много очевидных минусов, которые портят картину успеха данного проекта и общую судьбу многосерийных шоу Marvel.
Во-первых, сериал просто-напросто плюёт на всё наследие киновселенной. Более 10 лет Marvel Studios рассказывала о становлении команды защитников Земли, которых судьба готовила к решающему противостоянию с безумным титаном Таносом. Камни бесконечности — могущественнейшие артефакты в мире — играли в этом ключевую роль. И в первых же сериях «Локи» эти артефакты приравнивают к песку. Во-вторых, вопросы вызывает личная линия главного героя, который ведёт себя явно не так, как должен вести себя персонаж версии 2012 года (каким он является по сюжету). Когда даже лучший сериал нарушает целостность картины, это тревожный звонок.
«Что, если…?»
- Кинопоиск: 6,9.
- IMDb: 7,4.
«Что, если…?» — это анимационный сериал, состоящий из разных историй о параллельных вселенных, которые рассказываются от лица могущественного космического существа Смотрителя. Интересна в нём идея — показать знакомые события с других сторон, если бы кто-то из персонажей сделал другой выбор в ключевые моменты своего становления. Однако реализация подкачала до такой степени, что плохо в сериале получилось практически всё. Первые серии представляют собой практически покадровое повторение многих сцен лишь с другими героями (Пегги Картер вместо Стива Роджерса), ранее виденных в полнометражных фильмах, что даже побуждает потянуться к кнопке перемотки.
Также мультсериал продолжает рушить устоявшиеся правила киновселенной, изменяя силы различных персонажей и артефактом довольно странным образом. К примеру, в «Локи» зрителям сказали, что Камни бесконечности не работают за пределами собственной вселенной, а в «Что, если…?» персонажи с помощью Камней расправляются с сильнейшими существами мультивселенной. В итоге от более-менее продуманных деталей в первых фильмах проекты Marvel Studios скатываются к обычному комиксному безумию. Ещё одна проблема — это слишком явное и слишком навязчивое обсуждение в сериале некоторых современных повесток, что перейдёт и на следующие шоу.
«Соколиный глаз»
- Кинопоиск: 7,1.
- IMDb: 7,6.
«Соколиного глаза» меньше всего хочется ругать, ведь на самом деле сериал получился добрым и уютным рождественским проектом. Проблема лишь в том, что это никак не связано с тем, чего зрители ожидают от Marvel. В целом данный проект максимально насыщен отсылками к киновселенной, однако все они представляют собой исключительно фансервис и не несут сюжетной нагрузки. Также в сериале произошло историческое камео персонажа из другой сериальной вселенной. Изначально оно вызывает много положительных эмоций, но после тщательного обдумывания приходит понимание, что оно, скорее, неудачное.
В целом создаётся ощущение, что каждый плюс данного сериала имеет под собой какой-то минус. По большому счёту, «Соколиный глаз» — это как раз та самая филлерная история, абсолютно не влияющая на общую картину киновселенной. Здесь появляются абсолютно неинтересные персонажи, которые введены в Marvel, чтобы соответствовать современной повестке. Более того, про некоторых из них в разработку уже запустили отдельные сериалы, которые, очевидно, будут продвигаться только за счёт появления в них более именитых героев (например, в «Эхо» ожидается участие Сорвиголовы). Сериалы Marvel всё дальше уходят от крупнобюджетных проектов со звёздами и супергероями первой величины.
«Лунный рыцарь»
- Кинопоиск: 7,2.
- IMDb: 7,4.
«Лунный рыцарь» — очень качественный во многих отношениях проект. Над ним, очевидно, работали хорошие операторы, постановщики и монтажеры, которые добились сочных и динамичных кадров при необычном стиле повествования. В главных ролях снялись Оскар Айзек и Итан Хоук, которые выдали отличную игру. Но все указанные выше проблемы (включая ломание существующих законов киновселенной, непонимание того, где находится проект в общей истории, отсутствие значимых и интересных персонажей) продолжают усугубляться. Более того, остро становится вопрос о том, что Marvel не справляется с главной задачей, поставленной перед собой в четвёртой фазе.
Студия захотела внести расовое, гендерное и другое разнообразие в свои проекты. Появляется первый супергерой китайского происхождения Шан-Чи, первая супергероиня пакистанского происхождения Камала Хан, а также герои других происхождений (которые при этом остаются американцами, что вызывает вопросы о том, неужели не американцы не могут иметь сверхспособности). Но при этом для демонстрации определённого колорита Marvel приходится отходить от установленных рабочих шаблонов. По многим параметрам (зрительский интерес к персонажам, оценки проектов и так далее) выходит, что студия с этим не очень-то и справляется.
«Мисс Марвел»
- Кинопоиск: 5,8.
- IMDb: 6,1.
Следующий сериал как раз является квинтэссенцией указанной выше проблемы. Мисс Марвел — абсолютно неинтересный герой. Молодёжная комедия про школьников — это вообще не то, чего ждут фанаты Marvel. Разнообразие — это, безусловно, хорошо. Однако когда главными героями Marvel теперь являются Капитан Марвел, Пегги Картер в образе Капитана Америки, женские версии Тора и Соколиного глаза, готовятся сериалы про женские версии Халка и Железного человека, возникает вопрос: «Где здесь разнообразие, если они все женщины?». Боролись за то, чтобы всех представлять равноценно, а в итоге слишком сильно победили.
В отличие от всех сериалов выше, у которых есть хотя бы что-то из-за чего их просмотр можно оправдать (известные герои, именитые актёры, влияние на киновселенную), «Мисс Марвел» — полностью проходной проект. Есть сильное ощущение, что такая же участь ждёт большую часть последующих сериалов от Marvel: «Эхо», «Войны в доспехах», «Ваканда» и так далее. В итоге оказалось, что бюджета фильмов не хватает на хронометраж сериалов. Из-за этого страдают либо спецэффекты (бьющий по глазам CGI в «Ванде/Вижене»), либо постановка (слабые экшен-сцены в «Соколе и Зимнем солдате»), либо приходится экономить на актёрах и персонажах (сериалы про Мисс Марвел, Эхо и так далее). Конечно, студия начала хоть немного экспериментировать и иногда даже удачно («Лунный рыцарь»), но в целом ситуация с сериалами у Marvel не очень хорошая.
Почему это пагубно влияет на всю индустрию?
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся вернуться к тезису из начала данной статьи: «Киновселенная Marvel считается эталоном в кинобизнесе и все хотят повторить этот успех». Соответственно, когда Marvel Studios объявила о намерении заняться сериалами, многие студии сразу поняли, что бесконечные многосерийные шоу — это то, что может сработать и держать зрителей у экранов годами. А успех сериалов оценивается не по доходам из кинотеатров, а по просмотрам из дома, чего добиться в нынешние времена гораздо проще. И вот уже начали объявлять о разработке спин-оффа «Пацанов» про школу для суперов для расширения вселенной сериала, о шоу «Континенталь» во вселенной «Джона Уика» и множестве других подобных проектов. Правда, в отличие от Disney, у которой есть огромные деньги и возможность ими рисковать, другие студии могут ещё больше экономить на производстве (спецэффекты/постановка/персонажи). В итоге сериальная индустрия может превратиться в бесконечное «мыло» без новых идей. Ведь зачем вкладываться в разработку оригинальных проектов, в духе «Настоящего детектива» или «Хода королевы», если можно сделать очередной спин-офф какой-нибудь популярной франшизы?