Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного импортозамещения

Как-то по телевидению я этот фильм пропустил... И Карена Шахназаров в принципе считаю небезынтересным режиссером, все фильмы смотрел. Есть даже впечатление, что в процессе беспорядочного пролистывания каналов я на этот фильм попадал, но почему-то не задержался на нем. Видимо сработал приобретенный и воспитанный инстинкт, что "интеллигентный" человек телевизор смотреть не должен — пусть так работает. Другое дело скачанный фильм — этот посмотрел за один присест с немалым удовольствием.

Хитровка. Знак четырёх. Детектив, комедия. Режиссёр Карен Шахназаров. 2023 Хитровка. Знак четырёх. Детектив, комедия. Режиссёр Карен Шахназаров. 2023

Ну, говорить, что сюжет — интересный я не буду, тем более пересказывать его; Конана Дойла как и все уже раз сто перечитал, Знак четырёх, наверное, наизусть помню. Тут конечно больше интересовало, как они этот сюжет к нашей россейской реальности привяжут. Я думаю даже, что и правильно (как я это обозвал — импортозамещение) не в английских интерьерах с нашим-то актерским экстерьером снимали, а приземлили на отечественную почву, как-то достовернее всё в итоге выглядит.

И в смысловом плане достаточно логично всё обосновали...

В центральной роли — Станиславский! Почему? А почему бы не Станиславский!

mg_8067-scaled.jpg

Вот ставит он пьесу Горького "На дне" и не понимает, как в этих трущобах у Сатина могло вырваться: ЧЕЛОВЕК – это звучит гордо! 

А я вот призадумался тоже — не посещали меня в школе подобные идейки, не было никаких когнитивных диссонансов тогда от места действия и выражения мыслей литературными героями. Может — правда, рано в школе при отсутствии опыта и понимания жизни такие серьёзные произведения внедрять в неокрепшие умы.

А Станиславский... Не верю — традиционно говорит...

5ZewpUA9t2IBjuNh9DORkQ.jpg

И пошел изучать жизнь в первозданной её суете, можно сказать — в бардаке. А где-же этот бардак искать как ни на Хитровке?! И кто же там проводником будет как ни Гиляровский?!

1374486.jpg

И тут я скажу, что Хитровка в нашем фильме, с нашими возможностями, с нашими представлениями о прекрасном в этом кино (в том числе в плане декораций и костюмов)  много выигрышней смотрится, нежели бы наши творцы доморощенные туманные альбионы городили с Ватсонами и Холмсами.

На мой взгляд аутентично выглядит всё, кое-где местами даже мне мой Орловский рынок 90-х годов напоминает с вдруг возникшей тогда модой на всякие яти...

hitrovkaznakchetyreh_10.jpg

И вполне в таком месте какой-нибудь индус может случиться для формирования полноты картины многонационального хаоса и разнообразия человеческого многообразия.

hitrovkaznakchetyreh_11.jpg

А уж потом англичанину с андаманским аборигеном оказаться в поисках того самого индуса — это вообще наша национальная история их широчайшего вредительства на наших несметных просторах.

Во тут даже некоторое соответствие канве исходного произведения добавляет как раз нужную экзотичность и лишний раз за кадром дает возможность Шахназарову сказать — Англичанка гадит; что он любит сообщать в новостных программах.

И Лестрейд наш отечественный хорош, таких персонажей и у нас в России хватает  — 

maxresdefault.jpg

Тут для Стычкина реально столько выигрышных мизансцен и этюдов придумали — красавчик!

Мысль мелькнула  в процессе просмотра — где же они "Темзу" для погони найдут?.. Нашли — достаточно экзотично, загадочно и "по-нашему":

1484875.jpg

Да и заканчивается всё практически как в первоисточнике, но с некоей русской изюминкой — не жили хорошо и нечего начинать...

Надо отметить, что в фильме достаточно много и комедийных моментов, обеспечивающих легкость просмотра (и в этом плане мне не понятна позиция многих "рецензентов", жаждущих увидеть серьезное историческое полотно и строгость реальных фактов вопреки предварительно объявленному жанру).

Есть и как бы любовная линия с суровой русской спецификой невозможности счастья как такового и роковой невероятности взаимоотношений...

2978260.jpg

Ну, и несколько слов надо сказать о том, что выбешивает множество зрителей, находящихся в неустанном поиске исторического соответствия и отстаивания незыблемости общественных авторитетов.

Что там — Гиляровский и Станиславский?! А Немировича-Данченко не хотите?

1374493.jpg

А Чехова?.. А Горького?..

Вот как раз Чехов в ресторане поведал историю об андаманских аборигенах, наблюдаемых им проездом домой с Сахалина.

uCi50g91Fq9BD3LaX2Ca2Q.jpg

Ну, тут надо сказать, что не для разного рода чепухи или для глупых насмешек над национальными символами они присутствуют в фильме. Да, безусловно придают какой-то необходимый исторический колорит всему действу.

Но! Но не любят и не понимают у нас постмодернизма, в том числе и в кино. Вот и Шахназаров сподобился на этот шаг — нормальные такие готовые и понятные персонажи беспроблемно вошли в ткань киноленты. Не всё же Пелевину отдуваться с его графом Толстым, бегающим с гранатометом. А тут всё достаточно мягко, уважительно — и модно!

JYodgRyhKvtvorPJAhpqVA.jpg

Да! И Станиславский в итоге говорит, что человек — это звучит гордо, с полным пониманием ситуации и в соответствии с нажитым опытом.