Мы ждали от «Брата-3» худшего, а получили еще более другое

 

MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули

MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули
Источник: 
кадр из к/ф «Брат-3»

Новый «Брат» — оскорбление чувств верующих в кино. Это минус. Но оскорбление намеренное — это плюс. Попробуем объяснить почему, хотя будет сложно.

Перед премьерой картины на сцену кинозала взгромоздился кто-то из продюсеров-прокатчиков и тотчас предупредил зрителей, что их ждет особое зрелище: как если бы Сокуров снял «Зеленого слоника». За предупреждение спасибки, впрочем, дерьма в третьем «Брате» перед камерой не едят. Лучше бы ели, ей-богу.

Действие блокбастера происходит в каких-то альтернативных девяностых, мы бы даже уточнили — альтернативно одаренных девяностых. Первые минут пятнадцать вам показывают братву с пушками, которая шоркается из угла в угол, неразборчиво бормоча о чем-то своем, бармалейском. Авангардный монтаж, вырвиглазные всполохи титров и кондово навязчивый музон тотчас погружают вас в атмосферу «передового авторского» кино эпохи перестройки, о котором никто в своем уме нынче старается не вспоминать. Где-то здесь зал начинают покидать самые первые робкие зрители.

Далее вас познакомят с сумрачным генералом в красных лампасах, у которого вся такая воздушная, эротичная дочурка, зовущая к поцелуям. Молодая красавица связалась с поганцем-голодранцем — тощим художником, живущим в хибаре под мостом, что для генеральского семейства позорище хуже содомии. Дочке на стыд плевать, так что спешит к своему Ромео на всех ногах, участвует в одной постельной сцене, после чего сценаристы забывают о них почти до конца картины. Зал начинают покидать зрители средней прожарки.

MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули
Источник: 
кадр из к/ф «Брат-3»

Наш внутренний садомазохист не позволил покинуть зал. Мы остались, дабы понять, куда приплывет дурной поток сознания, который льется на нас с экрана под месиво из советской эстрады и отечественного рокапопса. Кино все отчетливее приобретало очертания видеоклипа, снятого пациентами палаты постлоботомической реабилитации. Смотреть больно. Премьеру стали покидать музыканты, подарившие фильму свои песни, и хозяева тех животных, которые мелькали в камео.

Первые полчаса просмотра пролетели как неделя! Тут наш мозг начал искать какое-то внутреннее оправдание мукам и страданиям, стал цепляться за обрывки опыта прошлого. И пришло осознание, что именно напоминает «Брат-3». Нет, не Балабанова и даже не «Зеленого слоника». Существует такой канадский режиссер-авангардист Гай Мэддин, который всю жизнь занят тем, что лепит из флешбэков и лютой пурги фестивальный сюрреализм. Знаменит среди пары тысяч фанатов лентами «Запретная комната», «Мой Виннипег» и романтическим гиперсюром «Архангел» про наш родной Архангельск. Короче, не забивайте этим голову, просто знайте: «Брат-3» старательно и дотошно копирует того самого Мэддина.

Разница лишь в том, что фильмы Мэддина или дико смешат, или дико злят. «Брат-3» не вызывает ни малейших эмоций, он пробуждает лишь древнее, варварское желание постоянно посматривать на часы. Авторы всё понимают, поэтому в откровенно заторможенной сцене квартирной кражи вывели на экран надпись: «Затянуто». Зал ответил аплодисментами. Точнее, уже половина зала.

MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули
Источник: 
кадр из к/ф «Брат-3»

Чтобы взбодриться, сюжету срочно требовалось месилово с кровищей и потрохами или кулинарный эпизод в стиле «Зеленого слоника». Тему поедания дерьма авторы несправедливо обошли вниманием. А у кровищи появился шанс проявить себя в сцене, где почти все персонажи — генерал, братва и дочурка с художником — наконец сошлись в отдельно взятой квартире и учинили перестрелку с ампутацией конечностей. Выяснилось, что кровищи в запасе съемочной группы удручающе мало. Но тут зал уже никто не покидал, ибо на горизонте забрезжила великая надежда. Надежда, что фильм скоро закончится и на помощь зрителю примчатся титры.

Фильм не кончился, нам еще долго будут читать бесноватую поэзию на фоне лошади. Допускаем, что лошадь — какой-то особенный, скрытый католический символ. Но лошадь не была распята, поэтому данную аллюзию мы оказались не в силах расшифровать.

О, где же ты, брат? Теперь вы уже догадались, какое отношение «Брат-3» имеет к предыдущим фильмам. Правильно, никакого. В России, которая нынче откололась от мирового авторского права, такое очень удобно. Можно, к примеру, снять «Властелин колец — 4». В нем будет про пенсионерку из Сыктывкара, которая сломала шейку бедра в караоке-баре, и теперь у нее в голове растет ананас. То есть простая, жизненная история, которая привлечет в кинозалы миллионы россиян.

Перед вами не «Брат», а «Борат». Жестокий, глумливый троллинг, о котором горланили Sex Pistols в своем кинофильме «Великое рок-н-ролльное надувательство». Чему нас учит это кино, в чем зарыт смысл, мы поняли только утром, когда прошло похмелье от просмотра: людям рассказывают про бандитские девяностые языком черного сюрреализма. В формате короткометражки потянуло бы на гениальное.

А теперь представьте себе детский стишок:
Дочка просила у мамы конфетку.
Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку».
Быстро обуглились детские кости…
Долго смеялись над шуткою гости.

Но только растянутый до «Евгения Онегина». И «Евгений Онегин — 2» в заголовке. Не искусство, а вакханальное изнасилование.