MAXIM одним из первых посмотрел фильм «Брат-3»: всех нас жестоко и нагло надули
Перед премьерой картины на сцену кинозала взгромоздился кто-то из продюсеров-прокатчиков и тотчас предупредил зрителей, что их ждет особое зрелище: как если бы Сокуров снял «Зеленого слоника». За предупреждение спасибки, впрочем, дерьма в третьем «Брате» перед камерой не едят. Лучше бы ели, ей-богу.
Действие блокбастера происходит в каких-то альтернативных девяностых, мы бы даже уточнили — альтернативно одаренных девяностых. Первые минут пятнадцать вам показывают братву с пушками, которая шоркается из угла в угол, неразборчиво бормоча о чем-то своем, бармалейском. Авангардный монтаж, вырвиглазные всполохи титров и кондово навязчивый музон тотчас погружают вас в атмосферу «передового авторского» кино эпохи перестройки, о котором никто в своем уме нынче старается не вспоминать. Где-то здесь зал начинают покидать самые первые робкие зрители.
Далее вас познакомят с сумрачным генералом в красных лампасах, у которого вся такая воздушная, эротичная дочурка, зовущая к поцелуям. Молодая красавица связалась с поганцем-голодранцем — тощим художником, живущим в хибаре под мостом, что для генеральского семейства позорище хуже содомии. Дочке на стыд плевать, так что спешит к своему Ромео на всех ногах, участвует в одной постельной сцене, после чего сценаристы забывают о них почти до конца картины. Зал начинают покидать зрители средней прожарки.
Наш внутренний садомазохист не позволил покинуть зал. Мы остались, дабы понять, куда приплывет дурной поток сознания, который льется на нас с экрана под месиво из советской эстрады и отечественного рокапопса. Кино все отчетливее приобретало очертания видеоклипа, снятого пациентами палаты постлоботомической реабилитации. Смотреть больно. Премьеру стали покидать музыканты, подарившие фильму свои песни, и хозяева тех животных, которые мелькали в камео.
Первые полчаса просмотра пролетели как неделя! Тут наш мозг начал искать какое-то внутреннее оправдание мукам и страданиям, стал цепляться за обрывки опыта прошлого. И пришло осознание, что именно напоминает «Брат-3». Нет, не Балабанова и даже не «Зеленого слоника». Существует такой канадский режиссер-авангардист Гай Мэддин, который всю жизнь занят тем, что лепит из флешбэков и лютой пурги фестивальный сюрреализм. Знаменит среди пары тысяч фанатов лентами «Запретная комната», «Мой Виннипег» и романтическим гиперсюром «Архангел» про наш родной Архангельск. Короче, не забивайте этим голову, просто знайте: «Брат-3» старательно и дотошно копирует того самого Мэддина.
Разница лишь в том, что фильмы Мэддина или дико смешат, или дико злят. «Брат-3» не вызывает ни малейших эмоций, он пробуждает лишь древнее, варварское желание постоянно посматривать на часы. Авторы всё понимают, поэтому в откровенно заторможенной сцене квартирной кражи вывели на экран надпись: «Затянуто». Зал ответил аплодисментами. Точнее, уже половина зала.
Чтобы взбодриться, сюжету срочно требовалось месилово с кровищей и потрохами или кулинарный эпизод в стиле «Зеленого слоника». Тему поедания дерьма авторы несправедливо обошли вниманием. А у кровищи появился шанс проявить себя в сцене, где почти все персонажи — генерал, братва и дочурка с художником — наконец сошлись в отдельно взятой квартире и учинили перестрелку с ампутацией конечностей. Выяснилось, что кровищи в запасе съемочной группы удручающе мало. Но тут зал уже никто не покидал, ибо на горизонте забрезжила великая надежда. Надежда, что фильм скоро закончится и на помощь зрителю примчатся титры.
Фильм не кончился, нам еще долго будут читать бесноватую поэзию на фоне лошади. Допускаем, что лошадь — какой-то особенный, скрытый католический символ. Но лошадь не была распята, поэтому данную аллюзию мы оказались не в силах расшифровать.
О, где же ты, брат? Теперь вы уже догадались, какое отношение «Брат-3» имеет к предыдущим фильмам. Правильно, никакого. В России, которая нынче откололась от мирового авторского права, такое очень удобно. Можно, к примеру, снять «Властелин колец — 4». В нем будет про пенсионерку из Сыктывкара, которая сломала шейку бедра в караоке-баре, и теперь у нее в голове растет ананас. То есть простая, жизненная история, которая привлечет в кинозалы миллионы россиян.
Перед вами не «Брат», а «Борат». Жестокий, глумливый троллинг, о котором горланили Sex Pistols в своем кинофильме «Великое рок-н-ролльное надувательство». Чему нас учит это кино, в чем зарыт смысл, мы поняли только утром, когда прошло похмелье от просмотра: людям рассказывают про бандитские девяностые языком черного сюрреализма. В формате короткометражки потянуло бы на гениальное.
А теперь представьте себе детский стишок:
Дочка просила у мамы конфетку.
Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку».
Быстро обуглились детские кости…
Долго смеялись над шуткою гости.
Но только растянутый до «Евгения Онегина». И «Евгений Онегин — 2» в заголовке. Не искусство, а вакханальное изнасилование.