Продолжаем наблюдение: рецензия на третий сезон сериала «Медленные лошади»

 Из всех третьих сезонов, вышедших в 2023-м году («Мандалорец», «Убийства в одном здании», «Тед Лассо»), «Медленные лошади» берут меньше всего времени на раскачку и грамотнее более тяжеловесных коллег распоряжаются своим компактным хронометражем. Шесть часов, даже если смотреть подряд, пролетают на самом деле незаметно — от всего, что происходит между прологом в стиле бондианы и эпилогом в духе прозы Ле Карре, довольно сложно оторваться и делать этого совершенно не хочется.

Продолжаем наблюдение: рецензия на третий сезон сериала «Медленные лошади»
Кадр из сериала «Медленные лошади»

В сегменте эскапистских сериалов про крутых мужиков это одновременно серьезное и саркастичное шоу выделяется и умом, и ловкостью рук, и совершенно английским подходом к вопросу. Притом напоминают «Медленные лошади» прежде всего не эпики про Бонда, над которыми насмехаются, а подзабытые британские хиты шестидесятых — серию шпионских триллеров про Гарри Палмера (в роли ироничного агента в очках — Майкл Кейн), «Меморандум Квиллера» и прочие прекрасные фильмы. Шпионская работа здесь – скучная, абсурдная профессия: все друг друга обманывают, предают и периодически убивают, а потом удивляются, почему кругом одни предатели.

Пика абсурда шпионаж достигает в Слау Хаусе, дыре для проштрафившихся контрразведчиков (собственно, «медленных лошадей»), которых нельзя держать в основном филиале, но и уволить вроде как не за что. Ривер Картрайт (блондин Лауден героического типажа) провалил вступительный тест, Маркус — игрок, Ширли (отличная Эйми-Ффион Эдвардс из «Острых козырьков») избила начальника, секретарша Кэтрин Стэндиш — алкоголичка в завязке. Теперь они перебирают дела тридцатилетней давности, сортируют архивные файлы, пытаются выведать, за что каждый попал в изгнание, и, конечно, выпивают в пабе за углом. Пока его подчиненные живут свою худшую жизнь, их начальник Джексон Лэмб (Гари Олдман), ветеран Холодной войны, агент сверхъестественного профессионализма, тихо спивается, курит и портит воздух, словно подавая вселенной сигнал SOS. 

Тем не менее, вот уже третий год на экране и вне его именно медленные лошади спасают честь нации — британской разведки и британского телевидения. В первом сезоне шпионы-неудачники распутали заговор националистов, во втором — раскрыли сеть агентов КГБ. В третьем же столкнулись с главным откровением нашего времени: главный враг — внутренний.

Продолжаем наблюдение: рецензия на третий сезон сериала «Медленные лошади»
Кадр из сериала «Медленные лошади»

Сюжет сезона разворачивается вокруг проверки, которую министр внутренних дел (его упоительно играет Сэмюэл Уэст) решил устроить службам безопасности MI5, наняв частную военную компанию (чувствуют время авторы всё-таки удивительно). Всё, естественно, идет не по плану.

Министр ведет свою игру, пока заместитель главы MI5, Диана Тавернер замышляет что-то на стороне. Один из наемников зачем-то хочет взглянуть на архивы разведки, связанные с конспирологическими теориями (так называемые «серые книги», где проанализированы все теории заговора последних 100 лет). От Ривера Картрайта требуют проникнуть в подвалы MI5, а его главный соперник из прошлых сезонов почему-то плачет на мосту. И всё это как-то связано с трагическими событиями в Стамбуле из пролога. Окончательно запутывает дело вмешательство Джексона Лэмба, ведь именно его секретаршу Стэндиш любителям конспирологии не повезло взять в заложники.

В роли профессионала-мизантропа — амплуа в этом году популярном — Гари Олдман и убедительнее, и попросту лучше, например, Фассбендера, своего ближайшего конкурента из «Убийцы». Его Джексон Лэмб похож на Бонда в версии Тимоти Далтона (самого грустного агента 007 в истории кино), если бы его играл не шотландский шекспировский артист, а Шрек. Стоящее, в общем, зрелище.

Продолжаем наблюдение: рецензия на третий сезон сериала «Медленные лошади»
Кадр из сериала «Медленные лошади»

Этот не слишком приятный, грубый герой — злая пародия на британскую разведку и в то же время самый любовный ее портрет. Лэмб сворачивает от погонь исключительно в шаурмечную, заменяет душ пятью минутами у раковины со средством для мытья посуды, портит воздух в приемной дорогой клиники и чужом Rolls-Royce, а потом неожиданно распрямляется и ставит на место капиталистов, идиотов, силовиков, главу разведки, министра внутренних дел и вообще всех тех людей, которых всегда хочется поставить на место, видя их в телевизоре.

Как и всякие серьезные профессионалы, авторы «Лошадей» не надувают щеки, чтобы высказать какую-то великую истину, а просто снимают захватывающий шпионский триллер. И как и со всяким подлинно хорошим кино, высказывание выходит само. В 2023-м году нет сериала — да и среди фильмов надо ещё поискать — который точнее и жестче высказался бы об искушении безграничной власти и ее отвратительности. С прямотой Лэмба «Медленные лошади» показывают оперативников основного отдела MI5 довольно жалкими палачами, верхушку спецслужб беспринципными убийцами, а министра и чиновников и вовсе близорукими дураками.

Ключевой конфликт сезона — борьба за власть, которую ведут плохие и очень плохие, пока условно хорошие, но потерянные люди пытаются восстановить справедливость, в которую сами не верят. Нынешний сезон — самый лучший, бодрый и лихой из трех, и в то же время самый честный, потому что впервые «Медленные лошади» вглядываются не в каноны шпионского жанра, а в произвол спецслужб. Разведка не контролируется демократически — нельзя устроить общественный аудит тайной деятельности, миссии хранятся в секрете, а их жертвы не получают некрологов в газетах. Большая политика притом требует всё-таки больших жертв, и они каждый раз приносятся во имя великой цели.

Медленные лошади рецензия Гари Олдман
Кадр из сериала «Медленные лошади»

Однако «Медленные лошади» отказываются разглядеть в мировом господстве и «геополитических» интересах ту самую великую цель и демонстрируют, как в отсутствие контроля разведка, а в широком смысле и государство, превращается в то, от чего должно было бы защищать собственное население. В лучшем случае — в хамоватого гопника (как главный оперативник MI5). В худшем — в близорукого тирана, нахваливающего себя за дальновидность (как героиня Кристин Скотт Томас). На всех них находится, конечно, Джексон Лэмб (как в шестидесятые находился Гарри Палмер, а в семидесятые — Джордж Смайли), но он всё-таки уже не жеребец.