Из всех третьих сезонов, вышедших в 2023-м году («Мандалорец», «Убийства в одном здании», «Тед Лассо»), «Медленные лошади» берут меньше всего времени на раскачку и грамотнее более тяжеловесных коллег распоряжаются своим компактным хронометражем. Шесть часов, даже если смотреть подряд, пролетают на самом деле незаметно — от всего, что происходит между прологом в стиле бондианы и эпилогом в духе прозы Ле Карре, довольно сложно оторваться и делать этого совершенно не хочется.
В сегменте эскапистских сериалов про крутых мужиков это одновременно серьезное и саркастичное шоу выделяется и умом, и ловкостью рук, и совершенно английским подходом к вопросу. Притом напоминают «Медленные лошади» прежде всего не эпики про Бонда, над которыми насмехаются, а подзабытые британские хиты шестидесятых — серию шпионских триллеров про Гарри Палмера (в роли ироничного агента в очках — Майкл Кейн), «Меморандум Квиллера» и прочие прекрасные фильмы. Шпионская работа здесь – скучная, абсурдная профессия: все друг друга обманывают, предают и периодически убивают, а потом удивляются, почему кругом одни предатели.
Пика абсурда шпионаж достигает в Слау Хаусе, дыре для проштрафившихся контрразведчиков (собственно, «медленных лошадей»), которых нельзя держать в основном филиале, но и уволить вроде как не за что. Ривер Картрайт (блондин Лауден героического типажа) провалил вступительный тест, Маркус — игрок, Ширли (отличная Эйми-Ффион Эдвардс из «Острых козырьков») избила начальника, секретарша Кэтрин Стэндиш — алкоголичка в завязке. Теперь они перебирают дела тридцатилетней давности, сортируют архивные файлы, пытаются выведать, за что каждый попал в изгнание, и, конечно, выпивают в пабе за углом. Пока его подчиненные живут свою худшую жизнь, их начальник Джексон Лэмб (Гари Олдман), ветеран Холодной войны, агент сверхъестественного профессионализма, тихо спивается, курит и портит воздух, словно подавая вселенной сигнал SOS.
Тем не менее, вот уже третий год на экране и вне его именно медленные лошади спасают честь нации — британской разведки и британского телевидения. В первом сезоне шпионы-неудачники распутали заговор националистов, во втором — раскрыли сеть агентов КГБ. В третьем же столкнулись с главным откровением нашего времени: главный враг — внутренний.
Сюжет сезона разворачивается вокруг проверки, которую министр внутренних дел (его упоительно играет Сэмюэл Уэст) решил устроить службам безопасности MI5, наняв частную военную компанию (чувствуют время авторы всё-таки удивительно). Всё, естественно, идет не по плану.
Министр ведет свою игру, пока заместитель главы MI5, Диана Тавернер замышляет что-то на стороне. Один из наемников зачем-то хочет взглянуть на архивы разведки, связанные с конспирологическими теориями (так называемые «серые книги», где проанализированы все теории заговора последних 100 лет). От Ривера Картрайта требуют проникнуть в подвалы MI5, а его главный соперник из прошлых сезонов почему-то плачет на мосту. И всё это как-то связано с трагическими событиями в Стамбуле из пролога. Окончательно запутывает дело вмешательство Джексона Лэмба, ведь именно его секретаршу Стэндиш любителям конспирологии не повезло взять в заложники.
В роли профессионала-мизантропа — амплуа в этом году популярном — Гари Олдман и убедительнее, и попросту лучше, например, Фассбендера, своего ближайшего конкурента из «Убийцы». Его Джексон Лэмб похож на Бонда в версии Тимоти Далтона (самого грустного агента 007 в истории кино), если бы его играл не шотландский шекспировский артист, а Шрек. Стоящее, в общем, зрелище.
Этот не слишком приятный, грубый герой — злая пародия на британскую разведку и в то же время самый любовный ее портрет. Лэмб сворачивает от погонь исключительно в шаурмечную, заменяет душ пятью минутами у раковины со средством для мытья посуды, портит воздух в приемной дорогой клиники и чужом Rolls-Royce, а потом неожиданно распрямляется и ставит на место капиталистов, идиотов, силовиков, главу разведки, министра внутренних дел и вообще всех тех людей, которых всегда хочется поставить на место, видя их в телевизоре.
Как и всякие серьезные профессионалы, авторы «Лошадей» не надувают щеки, чтобы высказать какую-то великую истину, а просто снимают захватывающий шпионский триллер. И как и со всяким подлинно хорошим кино, высказывание выходит само. В 2023-м году нет сериала — да и среди фильмов надо ещё поискать — который точнее и жестче высказался бы об искушении безграничной власти и ее отвратительности. С прямотой Лэмба «Медленные лошади» показывают оперативников основного отдела MI5 довольно жалкими палачами, верхушку спецслужб беспринципными убийцами, а министра и чиновников и вовсе близорукими дураками.
Ключевой конфликт сезона — борьба за власть, которую ведут плохие и очень плохие, пока условно хорошие, но потерянные люди пытаются восстановить справедливость, в которую сами не верят. Нынешний сезон — самый лучший, бодрый и лихой из трех, и в то же время самый честный, потому что впервые «Медленные лошади» вглядываются не в каноны шпионского жанра, а в произвол спецслужб. Разведка не контролируется демократически — нельзя устроить общественный аудит тайной деятельности, миссии хранятся в секрете, а их жертвы не получают некрологов в газетах. Большая политика притом требует всё-таки больших жертв, и они каждый раз приносятся во имя великой цели.
Однако «Медленные лошади» отказываются разглядеть в мировом господстве и «геополитических» интересах ту самую великую цель и демонстрируют, как в отсутствие контроля разведка, а в широком смысле и государство, превращается в то, от чего должно было бы защищать собственное население. В лучшем случае — в хамоватого гопника (как главный оперативник MI5). В худшем — в близорукого тирана, нахваливающего себя за дальновидность (как героиня Кристин Скотт Томас). На всех них находится, конечно, Джексон Лэмб (как в шестидесятые находился Гарри Палмер, а в семидесятые — Джордж Смайли), но он всё-таки уже не жеребец.